«С юридической точки зрения письмо неверно, с управленческой деструктивно». Учитель-методист прокомментировал письмо Минобрнауки о требовании плана-конспекта урока

Прямой диалог

К нам в редакцию поступил комментарий от учителя-методиста Александра Панова на ответ Минобрнауки России о том, что директор не вправе требовать план-конспект каждого урока. Приводим письмо полностью.

Членом Совета МПРО «Учитель» М.Балуевой был направлен запрос на тему «Имеет ли право директор школы включить в текст должностной инструкции учителя обязанность иметь план-конспект каждого урока, в котором обязательно должны быть записаны цели и задачи?». Из ответа Минобрнауки от 20.04.2018 №08-ПГ-МОН-18273 следует, что не имеет (см. ответ). Ответ подписан заместителем директора Департамента С.Д. Ермаковой.

В ответе Миорбразования: 1) трудовые функции учителя рассматриваются без учёта трудовые функции руководителей общеобразовательных учреждений; 2) не различается учебно-планирующая и отчётная документация.

В соответствии со ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»  от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ педагогические работники пользуются академическими правами «…участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ», а также «…участие в управлении образовательной организацией» К методическим и иным компонентам вполне правомерно отнести планы учебных занятий.

Согласно статья 48 педагогические работники обязаны «…осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета». Как без плана учебного занятия реализовать данную обязанность?

В соответствии разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н при «При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период…, отмена учебных занятий, … и т.п.)». К т.п. можно отнести недостаточное профессиональное мастерство работников учреждений, недостаточно ответственное отношение к подготовке занятий и т.п. (I. Общие положения, п.5)

Руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения «…обеспечивает соблюдение требований…, к качеству образования, непрерывное повышение качества образования в образовательном учреждении… Организует и координирует реализацию мер по повышению мотивации работников к качественному труду… рационализации управления и укреплению дисциплины труда.» (II. Должности руководителей).

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения «…Организует текущее и перспективное планирование деятельности образовательного учреждения. Координирует… разработку учебно-методической и иной документации, необходимой для деятельности образовательного учреждения… осуществляет контроль за качеством образовательного (учебно-воспитательного) процесса… Организует… учебно-воспитательную работу». (II. Должности руководителей) К иной документации можно отнести разработку планов учебных занятий.

Учитель «… планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения… Участвует в … деятельности методических объединений и других формах методической работы». (III. Должности педагогических работников). Разработка плана занятия, безусловно, является элементом планирования с одной стороны, с другой может рассматриваться как форма методического обеспечения занятий. В письме Минобразования трудовая функция планирования учебного процесса разработчиком письма О.И. Василенковой проигнорирована.

На мой взгляд, с юридической точки зрения письмо неверно, с управленческой деструктивно.

Необходимо вести речь о том:

  1. кто должен разрабатывать планы учебных занятий (начинающие учителя; учителя, не имеющие базового педагогического образования; учителя, не имеющие квалификационной категории; учителя, пришедшие в новый педагогический коллектив) и на протяжении какого времени;
  2. в какой форме должны разрабатываться учебные планы (развёрнутая, свёрнутая);
  3. каким документом на уровне образовательного учреждения регулируется система учебного планирования (учебные графики, расписания, календарно-тематические планы, тематические планы, планы учебных занятий).

[mailerlite_form form_id=4]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Читайте по теме: