Технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме «Опыление у цветковых растений»

ПедСовет

Автор: Светогор Юлия Михайловна

Класс: 7

Тема: Опыление у цветковых растений

Урок 38

Тип урока: комбинированный

Цель урока: предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут знать и отличать основные способы опыления у покрытосеменных растений, а также как протекает данный процесс.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить обучающихся с различными способами опыления у цветковых растений; приспособлениями у растений к различным способам опыления;
  • показать значение опыления в жизни растений.

развивающие:

  • учить анализировать, делать выводы, работать с учебником;
  • развивать мышление наблюдательность, умение сравнивать.

воспитательные:

  • воспитывать положительную мотивацию к учёбе;
  • осуществлять на уроке экологическое воспитание школьников.

Методы: коммуникативный, интерактивный

Оборудование: таблица “Виды опыления”, компьютер с презентацией и выходом в интернет, видеофрагмент о процессе опыления.

Ход урока

  1. Организационно-мотивационный этап.

Цель этапа: подготовка учащихся к сознательному усвоению учебного материала.

Задачи этапа:

подготовить учащихся к работе, создать ситуацию успеха и условий для активного использования методов работы;

активировать субъективный опыт учащихся, опорные знания и умения;

сформировать познавательный интерес к изучаемому материалу;

развить навыки самооценки и самоконтроля.

Деятельность учителяДеятельность учащихсяПримечания
(Приветствует учащихся, координирует деятельность учащихся) Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть. Все ли готовы к уроку? Тогда Вперёд Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой. Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии. Те, кто выбрал: Желтый — проявят активность. Розовый — будут настойчивы. Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий. (Подводит к теме урока, ставит основные цели, знакомит с листком самооценки, объясняет критерии)
Сегодня мы с вами изучим процесс опыления, узнаем основные виды опыления.
Внутренне организуются. Эмоционально настраиваются на работу.


Подходят с выбранным по цвету листком к доске и помещают его на дерево.













  1. Операцционно-деятельностный этап.

Цель этапа: подготовка учащихся к устному ответу и познавательной деятельности, снятие трудностей с ответом, определение целей урока и его конечного результата.

Задачи этапа:

— развивать навыки самоконтроля и самокоррекции;

— совершенствовать мыслительную деятельность;

— создать условия для диалога и активной работы.

Деятельность учителяДеятельность учащихсяПримечания
1. Проверка изученного материала
(Проверяет правильность и осознанность ранее изученного материала) Итак, начнем работу по проверке пройденного материала.
Сегодня 5 человека работают с карточками, а остальные со мной.
Проверка знаний в виде опроса. (обратная связь) Дайте определение понятию цветок? Назовите главные части цветка. (цветоложе, околоцветник, тычинки, пестик) Каково строение тычинок и значение тычинок? Какое строение имеет пестик? Какова его роль? Какие цветки называют обоеполыми? Раздельнополыми? Чем заканчивается боковой или главный побег? (цветком) Что такое цветоножка? (часть стебля несущая цветок) Какие цветки называются сидячими? (отсутствует или слегка заметна цветоножка) Дайте определение понятию – цветоложе? (расширенная верхняя часть цветоножки) Что такое чашелистики? Назовите функцию чашечки? (защита внутренней части цветка) Какова биологическая роль соцветий? (опыление)
Слушают учителя



5 учащихся выполняют работу по карточкам.
Весь класс заслушивают вопросы и дают на них ответы.












Карточка Что такое цветок? Подпишите составные части цветка.
3.Какие цветки на ваш взгляд, однодомные, двудомные или обоеполые, наиболее прогрессивные и почему?














Изучение нового материала
Итак, ребята давайте запишем тему и дату урока. Исходя из темы урока какие же цели, мы сегодня поставим перед собой? Цели:изучить процесс опыления — узнать какие бывают виды опыления — узнать виды приспособлений растений к опылению
Постановка проблемного вопроса: «Было время, когда в Австралии не произрастал клевер. Привезли семена, посеяли. Клевер рос и рос хорошо, но плодов и семян не давал. Стали искать причину, почему клевер не давал плодов и семян, хотя обильно цветёт». В чем же причина того, что клевер не плодоносил? Почему же не происходит процесс опыления, мы выясним к концу урока. Сейчас я предлагаю посмотреть видеофильм о процессе опыления, а после мы составим вместе схему по этому процессу.





Проведение физкультминутки. Отлично отдохнули, а теперь можем продолжать работу.




Ребята, сейчас мы разберем, как приспосабливаются растения к процессу опыления
Ну, а теперь давайте же попробуем ответить Почему клевер не плодоносил? (Раскрывает проблемный вопрос) Оказалось, что клевер не плодоносит потому, что не опыляется, а не опыляется потому, что в Австралии не было шмелей, которые опыляют цветки клевера. Привезли в Австралию шмелей, шмели, посещая клевер, опыляли его. Клевер стал плодоносить.
Рассказ учителя про искусственное опыление.
Записывают тему и дату урока. Называют какие цели должны быть достигнуты., записывают на доске.



Слушают. Отвечают на вопрос.


Просматривают видеофильм. Составляют схему около доски и записывают в тетрадь.



Отдыхают.





Слушают. Работают с учебником. Заполняют таблицу в тетради.


Высказывают свое мнение. Слушают учителя.




Слушают учителя.














Видеофильм: «Что такое опыление?» https://www.youtube.com/watch?v=kq0H41fXqgk Опыление Самоопыление Перекрестное Пыльца из пыльника попадает на рыльце пестика того же цветка Пыльца с одного цветка переноситься на пестик другого цветка
насекомые Ветер вода

Приспособления растений к процессу опыления: Насекомоопыляемые Ветроопыляемые Много пыльцы Собраны в соцветия Зерна липкие и шероховатые Нет аромата, окраски и нектара Яркая окраска Тычинки выступают над поверхностью цветка Крупные цветки либо соцветия Пыльца, легкая, сухая, мягкая Выделяют нектар (глубоко в цветочных железах) Издают аромат

Закрепление изученного материала.

Задачи: Почему растения, цветущие вечером и ночью, чаще имеют венчики белого и желтого цвета? Из двух цветков яблони один образовал плод, а другой нет. Почему так произошло? Почему безветренная погода во время цветения может стать причиной снижения урожайности?
На столе у вас задания, которые вы должны выполнить.
Слушают. Отвечают.







Выполняют письменное задание на закрепление изученного материала
В клетку, соответствующую номеру вопроса поставить плюс, если вы согласны с утверждением и минус, если нет. Вопросы:
1. Пыльцы у ветроопыляемых растений должно быть немного.
2. Насекомоопыляемые растения имеют в цветке невзрачный венчик.
3.Самоопыление – опыление цветка собственной пыльцой.
4. Искусственное опыление способствует повышению урожая культурных растений.
5. Берёза – насекомоопыляемое растение.
6. Рожь – ветроопыляемое растение. 7.Перекрестным опылением называют перенос пыльцы с тычинок цветка одного растения на рыльце пестиков цветка другого растения.
8. Клевер могут опылять разные насекомые. 9. Пыльца ветроопыляемых растений должна быть сухой. 10. Перекрестным опылением называют перенос пыльцы с тычинок цветка одного растения на рыльце пестиков цветка другого растения. 1 2 3 4 5 6 7 8 9










3. Контрольно-оценочный этап.

Цель этапа: контроль результативности урока, создание условий для понимания личностного результата.

Задачи этапа:

— содействовать совершенствованию навыков самоконтроля и рефлексии своей деятельности.

— дифференцировать домашнее задание, объяснить его выполнение.

Деятельность учителяДеятельность учащихсяПримечания
Подведение итогов урока, объяснение домашнего задания.
( выставляет отметки. На основе самоанализа определяет объем домашнего, объясняет его выполнение) Выучить параграф 36, подготовить сообщения об интересных примерах взаимосвязи насекомых и опыляемых ими растений.Выставляют отметки и записывают домашнее задание.На доске записаны фразы: Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться! Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Читайте по теме: