Ирина Петровна Никитушкина
Семь лет работаю над темой использования технологии модульного обучения на уроках обществознания, права, истории в классах социально-гуманитарного профиля. Наработан достаточно большой материал, составлены блок-модули по предметам «обществознание», «право». Хотелось бы поделиться с коллегами своими наработками
Анализ ситуации
2009 – 2010 учебный год был определён мною для начала разработки и реализации проекта. Я работала в 10 «Б» классе профильного уровня. Увеличение количества часов на изучение профильных предметов в профильном классе увеличивает объём получаемой информации, а, соответственно, и учебную нагрузку на учащихся. В практике образования есть широкое разнообразие форм, методов и моделей учебного процесса, которые позволяют осуществлять интегрированный подход в обучении и при этом учитывать потребности и возможности детей с разными способностями.
Современная старшая профильная школа страдает от насыщенности учебных программ: один предмет сменяется другим в течение дня, на изучение права отведён всего один час в неделю, хотя уровень сложности изучаемого материала достаточно высок. Форсированное прохождение материала (чаще всего традиционными методами) препятствует его усвоению, так как главным здесь выступает прохождение программы. Такая ситуация особенно актуальна для изучения предмета «Право», где необходимо изучить и усвоить большие объёмы учебного материала.
В условиях всё нарастающих объёмов информации, в том числе и учебной, приоритетным является поиск педагогических средств и технологий, позволяющих сжимать информацию. Технология модульного обучения, как показали экспериментальные исследования М.А. Чошанова, создаёт основу для индивидуальной и групповой самостоятельной работы учащихся и приносит до 30 % экономии учебного времени без ущерба для полноты и глубины изучаемого материала. Обращение к практике модульного обучения позволяет организовать самостоятельную работу старшеклассников.
Работая в 2009 – 2010 учебном году с 10 «Б» классом, я столкнулась с тем, что уровень знаний учащихся очень низкий. Это подтвердил вводный тест по праву, который показал следующие результаты:
- 40 % обученности
- 6 % качество
Таким образом, очевиден был факт слабой подготовки учащихся по общественным дисциплинам.
Психологом Е.С. Киреевой в начале года была проведена психологическая диагностика учащихся «Исследование ситуативной и личностной тревожности», используя «Опросник тревожности» Ч. Спилберга. По результатам диагностики выяснилось, что 49 % учеников испытывают высокую ситуативную тревожность. Это состояние характеризуется субъектно-переживаемыми эмоциями: напряжением на уроке, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Высокую личностную тревожность испытывали 21 % учащихся.
Чтобы скорректировать ситуацию, поднять мотивацию учения я решила использовать методику модульного обучения. С ребятами была проведена консультация об особенностях модульной технологии обучения, были составлены индивидуальные образовательные маршруты, где каждый ученик самостоятельно для себя определял форму изучения нового материала (самостоятельное составление конспекта, схемы и т.д.), форму опроса (тестирование, контрольная работа, устный зачёт по теории, письменный зачёт по теории). При изучении предмета задаётся индивидуальный темп учебной деятельности.
В первой четверти я продиагностировала ОУУН (общеучебные умения и навыки) – это умение составлять план ответа, составлять конспект, составлять схемы и т.д. Результаты показали, что уровень сформированности ОУУН также был очень низок.
Результаты диагностики ОУУН учащихся 10 «Б» класса
№ п/п |
Общеучебные умения и навыки |
Реальные результаты |
Планируемые результаты (на выходе из 11 класса) |
1. | Составление плана
параграфа |
15 % | 70 – 75 % |
2. | Составление конспекта |
8 % |
70 – 75 % |
3. | Составление тезисов темы |
15 % |
70 – 75 % |
4. | Составление схем по тексту |
23 % |
70 – 75 % |
5. | Работа с таблицами |
36 % |
70 – 75 % |
Постановка проблемы
Психологом была исследована мотивация деятельности учащихся. Учащиеся отвечали так:
- Родители заставляют учиться – 70 %
- Учусь по необходимости – 30 %
То есть, учащиеся не испытывали ни интереса к предмету, ни к самостоятельной работе.
ПРОБЛЕМА: использование традиционной технологии обучения не учитывает разницу в уровне развития детей и соответственно, от этого страдает процент качества и обученности учащихся, а потенциал модульной технологии даёт возможность учитывать индивидуальные особенности и способности учащихся и их индивидуальные потребности.
Причины обращения к проблеме:
- Неудовлетворённость организацией взаимодействия между учителем и учеником.
- Пассивность некоторых учащихся во время учебных занятий и во внеурочной деятельности по предмету.
- Совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.
- Невозможность в полной мере реализовать свой творческий потенциал в связи с недостаточным использованием новых образовательных технологий в условиях модернизации образования.
В ходе изучения обозначенной проблемы были выявлены противоречия между: использованием традиционных методов и приёмов обучения и необходимостью внедрения новой прогрессивной модели обучения – модульной технологии.возрастающей практической значимостью школьного курса права и снижением учебной мотивации.
Модульная технология создаёт условия для совместного выбора педагогом и учеником оптимального пути обучения. Здесь налицо и здоровьесберегающий эффект, так как ученик, осознавая свои возможности, способен самостоятельно выбрать для себя вариант обучения, рассчитывая на высокий результат. Это повышает его самооценку, уверенность в свои силы, создаёт благоприятный эмоциональный настрой. Он не будет испытывать страх перед тем, спросят его сегодня на уроке или нет – он сам определит время сдачи зачёта или другой формы контроля.
Для успешного решения обозначенной проблемы стало необходимым выявить возможные причины её возникновения: в курсе основной школы происходит общее ознакомление учащихся с событиями, фактами, процессами развития общества. У учащихся создаются общие представления о нормативно-правовых актах, источниках, их особенностях, формирование основ их анализа. В основной школе преобладают традиционные формы обучения, которые не всегда подтверждают эффективность достижения целей, поставленных перед современной школой.
Выход из создавшейся ситуации видится мне в 2-х возможных путях решения:
- Реализуя традиционную программу, учителю необходимо менять и совершенствовать методы преподавания, искать более эффективные формы обучения.
- Разработать программу блочно-модульного обучения по курсу «Право», так как данная технология является наиболее эффективной для обучения средствами индивидуализации.
(Продолжение следует)