Елена Ивановна Тишакова, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 6 г. Великие Луки Псковской области
Но не только этим славна наша земля. Она славится добрыми людьми. Но ещё Великие Луки известны тем, что здесь живут земляки-старожилы, которые в годы «лихой годины» защищали Родину от немецко-фашистских захватчиков. Их осталось совсем мало, но они являются связующей нитью между героическим прошлым и современностью.
Мне хочется рассказать о человеке, который не только прожил большую часть своей жизни у нас в Великих Луках, но и в годы войны был в плену в фашистской Германии. Это Васильева Нина Александровна. Да, она не моя родственница, но есть люди, которые становятся нам очень близкими и родными.
Со слезами на глазах рассказывала бабушка Нина, как в 1941 г. немцы без боя на мотоциклах въехали в поселок Глобино Полтавской области. Они наступали легко, первыми ехали на мотоциклах разведчики. Многих односельчан выгоняли из домов, а там стали жить фашисты.
Вскоре ночью в дом вошли полицаи и приказали собираться. Сразу погрузили в теплушки. Как рассказывала Нина Александровна, ехать было тяжело. Народа много, тесно. Вместо туалета в вагоне бочка, которую выливали очень редко.
Первая остановка – Варшава. Здесь пленных раздели, обрили. Одежду отправили в камеру для горячей обработки. Вновь погрузили в товарняки и повезли в Германию, в Вестфалию.
Там отвели за колючую проволоку, в бараки на сваях, которые на ночь запирали. Спали на двухъярусных нарах, без постельного белья. Отопления не было. Всех одели одинаково: зеленые платья с нашивкой «ОСТ» на спине и рукавах.Утром разводили по работам.На ногах у пленниц были выдолбленные из деревяшек ботинки – ковки. Кормили только один раз в день – небольшой черпак брюквы, варенной кубиками. Никакого хлеба. И так каждый день, изо дня в день, почти 4 года. Бани не было, в бараке была каморка с ледяной водой, где мылись. У всех были вши.
С 1943 года начались бомбежки. Однажды услышали пленницы сначала гул самолетов, а потом страшные взрывы. Шум. Грохот. Бараки с пленными ломало как спичечные коробки. Вдруг потоки воды. Нина с подругой успела забраться на верхние нары. Доски падают. Одна из сломанных досок попала девушке в бедро, потекла кровь. В потолке барака дыра, и видно, как самолет скидывает бомбы. Многие плакали, прощались с жизнью.Нина стала пить воду, думалось, что так быстрее погибнет и прекратятся муки. От взрывов большие волны, одна из которых, высотой примерно 20 метров, захлестнула девушек. Подруга Галя не выплыла. А Нина с детства умела хорошо плавать, может быть, это спасло. Очнулась без сознания. Вскоре охранники начали собирать оставшихся в живых пленных.
Лагерь, который находился в низине, полностью смыло водой. Вскоре оставшихся в живых изможденных пленниц продолжали водить на работу. Они стали расчищать город. На месте лагеря был ил, из которого вытаскивали части тел погибших и хоронили их.
Нина решила убежать: во время очередной бомбежки всем велели прятаться в горах, а она на четвереньках поползла от лагеря, который уже не был обнесен, как раньше, колючей проволокой. Далеко уйти не удалось. Поймали и вновь заставили работать. Освободили советских пленниц американцы. Военврач, осматривавший девушек, предложил Нине остаться работать на продпункте в Германии. Она согласилась, так как не знала, жив ли дома кто.
Продпункт – это полевая столовая на одной из станций. Там, в Германии, познакомилась с Борисом. Борис Васильевич Васильев — её ровесник. Он охранял составы при комендатуре. Дождалась мобилизации его, и приехали сначала в Минск, а оттуда дослуживать в Молодечино. А затем уже поехали в родной город Бориса Великие Луки.
Там сразу же пошли работать: Борис в депо, а Нина в типографию. Днем работали на своих предприятиях, а после трудового дня на расчистке о города.
В этом году Нины Александровны не стало, но светлая память о ней будет жить в моем сердце, в сердце моего сына.
У русской поэтессы Валентины Чепурновой есть замечательные стихи:
Женщины те, что войну пережили,
Памяти книгу вы все заслужили…
Мне кажется, что эти строки как раз и написаны про Нину Александровну Васильеву!
[mailerlite_form form_id=4]