Это объясняется тем, что иностранный язык представляет собой предмет, в процессе изучения которого происходит моделирование различных ситуаций, в рамках которых обучающиеся получают возможность представить себя не учениками, сидящими за партой, а участниками определенных событий, при которых нужно избрать ту или иную модель поведения.
Среди огромного количества педагогических методик особо хочется выделить те, которые дают возможность повышать познавательный интерес школьников и их мотивацию к обучению. К подобным методикам можно отнести следующие:
- игровые методики;
- методику обучения в сотрудничестве;
- кейс-технологии (case-study);
- методику проектного обучения;
Широкое использование указанных методик объясняется следующими причинами:
- во-первых, в условиях привычной для всех участников образовательного процесса классно-урочной системы эти методики проще всего включить в учебный процесс для успешного достижения всех поставленных целей;
- во-вторых, рассматриваемые методики позволяют школьникам хорошо усвоить в рамках урока учебный материал, а также оказывают положительное влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей.
Использование игровых методик направлено на развитие у учащихся творческого мышления в процессе совместного решения ими задач, поставленных учителем. Школьники с большим интересом и удовольствием включаются в игровой процесс, могут самостоятельно организовать групповую игру. В рамках использования игровой модели обучения включение в учебный процесс игровой ситуации становится возможным при введении игровой ситуации: проблемная ситуация переживается участниками игры в процессе моделирования определенных ситуаций. При этом образовательная деятельность проходит в условно-игровом плане.
Еще одной успешно используемой методикой на уроках английского языка является технология обучения в сотрудничестве, главное идеей которой является совместное обучение, а не просто выполнение отдельных видов работ в парах или группах. Стоит отметить, что совместное выполнение работ дает важные результаты деятельности.
Технология кейс-стади также активно применяется на уроках иностранного языка. Другое название данной технологии – ситуационный анализ. Данная технология направлена на развитие способности к самостоятельному мышлению учащихся.
Суть данной методики заключается в изучении учебного материала с помощью анализа определенных ситуаций. Одной из основных особенностей, характеризующих, данную технологию, является создание проблемных ситуаций на основе фактов, взятых из реальной жизни.
Среди большого количества видов кейсов, существующих в рамках данной методики, особо можно выделить следующие:
- ситуации-иллюстрации;
- ситуации-упражнения;
- ситуации-оценки;
- ситуации-проблемы.
Методика проектного обучения направлена на развитие идей проблемного обучения. В рамках реализации данной технологии учащиеся под руководством учителя создают свой проект, по результатам которого создают свой готовый продукт, обладающий новизной и характеризующийся практической значимостью.
Суть данной методики заключается в том, что школьники в процессе работы над выбранной темой проекта изучают реальные процессы. Работа над проектом предполагает, что ученик в процессе своего труда столкнется с ситуациями затруднения, из которых ему нужно найти самостоятельный выход, а затем обсудить с учителем правильность своих действий в процессе преодоления трудностей.
В заключение хотелось бы отметить, что правильная организация уроков иностранного языка, безусловно, является лучшим вариантом для эффективного взаимодействия педагога с обучающимися, которая позволяет повысить уровень познавательного интереса школьников к изучаемому предмету.
Автор — Проскурякова Светлана Валериевна