Рефлексия по ФГОС в начальной школе: виды и примеры

ПедСовет

Рефлексия — обязательный этап урока по ФГОС, имеющий важное значение в обучающем процессе. Преподавателю рефлексия поможет определить эффективность урока и уровень усвоения школьниками информации, детям — систематизировать знания. Расскажем о видах рефлексии, а еще дадим несколько примеров.

Виды рефлексии

По содержанию

  1. Устная — ученики рассказывают о своих эмоциях и выводах.
  2. Письменная — ученики заполняют анкету, пишут короткое эссе.
  3. Символическая — используются карточки с картинками или смайликами.

По виду деятельности

  1. Коллективная — участвует весь класс.
  2. Групповая — класс делится на группы.
  3. Фронтальная.
  4. Индивидуальная — самая важная.

Целевая

  1. Эмоциональная — учитель оценивает настроение класса.
  2. Рефлексия деятельности — используется при проверке домашнего задания или закреплении материала.
  3. Проверка усвоения материала — школьники отвечают на вопросы в устной или письменной форме.

Как правило, рефлексия проводится перед окончанием  урока, но учитель может использовать метод в любой момент занятия.

Примеры рефлексии на уроках в начальной школе

  1. Цветные карточки
    Например, синяя и красная. Синяя может обозначать “Всё понятно”/”Урок мне понравился”, красная — “Есть проблемы”/”Было скучно”. В заключительной части урока или после изложения нового материала учитель просит выбрать и показать соответствующую настроению карточку.
    Вариант: карточки с тучками и солнцем, смайликами, грустными и радостными гномиками или же ученики просто показывают поднятый или опущенный большой палец.
  2. Ступеньки
    Учащимся раздаются распечатки с изображенной лесенкой и тремя человечками на ней. Расположение человечка на нижней ступеньке означает “У меня ничего не получилось”, на средней — возникли проблемы, размещение на верхней символизирует собой успех на уроке. Школьнику необходимо выбрать и отметить человечка, соответствующего его успеху на уроке.
    Вариант: можно нарисовать лестницу на листе ватмана, прикрепить к доске  и предложить ученикам по очереди прикрепить человечка в нижней или верхней части лестницы или ее середины, что будет символизировать удовлетворенность или неудовлетворенность уроком.
  3. Поезд
    Например, в ходе урока вы провели две игры и дали два упражнения. Значит, на доске нужно разместить 4 вагончика и предложить учащимся отметить вагон-занятие, выполнение которого далось проще всего, или распределить грустные и веселые смайлики по разным вагонам-этапам урока.
    Альтернатива: полянка с цветами и бабочками, море с корабликами разных цветов, новогодние игрушки на елке. Картинку можно разместить на доске или распечатать.  
  4. Яблонька
    Один из самых эффективных методов рефлексии по ФГОС. Вам понадобится изображение дерева и яблок разных цветов. Можно ограничиться двумя цветами (например, зеленое яблоко символизирует хорошее настроение, красное сигнализирует о проблемах) или же использовать широкую палитру, например, оранжевый цвет будет означать восторг, черный — уныние, синий — радость и так далее.
    Важно! Значение маркеров не должно меняться, изменения могут сбить с толку школьников!
  5. Облако тегов
    В конце урока на интерактивной доске приводится список фраз, школьникам нужно выбрать несколько из них и продолжить. Возможные варианты: “Сегодня я узнал/понял/научился…”, “Мое настроение…”
  6. Плюс, минус, интересно
    Учащимся предлагается заполнить три столбца: плюс, минус, интересно. Соответственно, в “Плюс” вносятся моменты, которые понравились учащемуся на занятии, в “Минус” — всё, что было сложным, “Интересно” — всё, что показалось увлекательным, удивило.
  7. «Что было бы, если…»
    Прекрасная возможность мотивировать школьников на то, чтобы они задумались и пофантазировали.
    Например: “Что было бы, если бы лиса не съела бы колобка?”, “…медведь не пытался залезть на теремок?”, “…букву О не придумали?”
  8. Акрослово
    Предложите учащимся дать характеристику литературному герою в форме акрослова.
    Например:
    Б — беззаботный
    У — улыбчивый
    Р — радостный
    А — авантюрный
    Т — Тортилла — так звали черепаху, которая подарила Буратино золотой ключик
    И — игривый
    Н — непоседа
    О — озорной
  9. Комплимент
    Школьники по цепочке говорят друг другу комплименты, хвалят за проделанную работу.

Конечно, нельзя использовать постоянно одни и те же приемы, они скоро надоедят детям, копилочка должна постоянно обновляться, опытные учителя собрали коллекцию из более 40 способов рефлексии.

Предлагаем вашему вниманию фильм “Рефлексия”, размещенный на youtube-канале Татьяны Погодаевой.


Добавить комментарий

Читайте по теме: