Анна Титова, ученица 9 «А» класса МБОУ СОШ №4 им.А.В. Суворова, город-курорт Геленджик
Посвящается моей бабушке Валерии Николаевне Титовой
У нас дома на верхней полке лежит давно вышедшая из моды дамская сумка, в которой много всяческих старинных открыток, пожелтевших от времени писем и черно-белых фотографий. Когда я была маленькая, я очень любила втайне от всех перебирать их, мне казалось, что я совершаю какое-то преступление.
Прошло время, ни один год, и я вспомнила про свои детские ощущения, когда открывала бабушкину сумку и перебирала старинные открытки. Моё внимание привлекли пожелтевшие листочки, исписанные детским почерком, и я с большим вниманием стала читать их. На какое-то время я погрузилась в черно-белое документальное кино, которое часто показывали по телевизору. Дело в том, что моя бабушка Валя пережила блокаду Ленинграда, когда она была такой же девочкой, как и я, только немного помладше. Она часто рассказывала про это, но то, что я прочитала в ее письмах – меня потрясло: «Сегодня мы учились в 23 школе, так как наша вчера была разрушена. Из нашего класса осталось всего 5 человек. Многих детей эвакуировали, некоторые не могут ходить в школу из-за голода, им просто не хватает сил, а вчера Костя, наш одноклассник, попал под бомбежку. Хороший был мальчик, красивый и занимался спортом. После школы я всегда хожу за водой на Мойку. Ношу по полведра, дорога домой занимает около 20 минут, мне очень тяжело, но дома еще младшая сестренка Нина, старенькая бабушка и мама. Мама работает, и все по дому приходится делать мне».
Прочитав эти строки, я представила себя, наш класс, своих друзей. Что было бы с нами, очутись мы в такой ситуации? Я пережила с бабушкой весь ужас того времени, когда шла война, когда люди погибали под бомбежкой, умирали от голода и холода. Мне стало жалко бабулю и ее сестренку, мальчика Костю и всех людей, которые жили в то страшное время.
«Вчера случилось самое страшное. Мы с Ниной ушли за водой, нас не было дома около часа, а когда вернулись, то увидели, что дом наш разрушен, идти нам некуда. Наша любимая старенькая бабушка оставалась дома одна, теперь и её нет с нами, она осталась там, под завалом… Каждый день, да что там день, каждый час, минуту кто-нибудь умирал. Я видела грузовик с людьми, которых везли куда-то. Люди стояли плотно прижавшись друг к другу. Запомнила девушку с развивающимися светлыми волосами на ветру, вот только все эти люди были мертвы…» Эту жуткую картину моя бабуля видит и по сей день. Никак не может забыть ту девушку с длинными, светлыми волосами…
Бабушка выжила. Она жива и по сей день. Общаясь с ней, я понимаю, что ей пришлось пережить страшное, трудное время. Она знает цену хлеба и никогда ни одной хлебной крошки не падает у нее на пол. Эти люди, увидевшие смерть своими глазами, более чуткие к чужим бедам, более внимательные и добрые. Я много раз пыталась поговорить с ней о тех днях, но слёзы всегда мешали ей. Что-то она рассказывала мне, что-то я узнала из ее строк. Бабушка даже не помнит, кому она писала, возможно, это был её дневник.
Я часто бываю в Санкт-Петербурге, хожу по улочкам, и меня переполняет чувство гордости за людей, которые выстояли, защитили свой город, не сдали его врагу и остались Людьми с большой буквы. Ведь даже во время блокады, не смотря на голод, детский танцевальный коллектив А.Е.Обранта, который занимался во Дворце Пионеров, сумел приблизить Победу своими выступлениями перед бойцами нашей армии. А симфония Шостаковича, вторая часть которой была написана в уже блокадном Ленинграде! Эту симфонию исполнил Большой симфонический оркестр в блокадные дни. Несмотря на бомбежки, зал был полон!
Недавно я побывала в Москве в музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Когда мы увидели диораму Блокады Ленинграда, я застыла на месте. Ужас сковал меня, когда вдруг зазвучал голос: «Воздушная тревога!», невольно хотелось присесть и спрятаться от бомб. Вой сирен, стрельба, взрывы, крики людей – все это перенесло меня в то время.
Каждый человек должен помнить о тех страшных днях. Помнить, чтобы такое больше никогда не повторилось.