Качество развития исследовательской деятельности учащихся начинает зависеть от того, насколько оно совпадает с развитием творческих способностей учащихся и качеством развития их исследовательского поиска, механизмом реализации которого выступает мыслительная грамотность.
Овладение культурой мышления быстрее приводит учащихся к повышению личностных достижений в целом и к самоутверждению, саморазвитию, самоопределению, самосовершенствованию личности в частности.
Одаренность, талант, гениальность проявляются в личности как яркие индивидуально-неповторимые творческие, интеллектуальные, физические способности в той или иной области человеческой деятельности. Возникла необходимость создания благоприятных условий для выявления и развития одаренных детей на уровне школы и выделения мероприятий в отдельные программы поддержки одаренных детей.
Использование в своей работе комплексной системно-интегративной технологии модульного исследовательского обучения позволяет мне интегрировать технологии разного вида: содержательную, организационную, дидактическую, методическую, процессуальную, управленческую, рефлексивную, коммуникативную. Их внедрение в образовательный процесс вносит радикальные изменения в содержание образования, организацию совершенно нового подхода в образовательный процесс, в освоение разного вида системных знаний школьников, основой которых является обобщенное знание, обобщение комплексных универсальных учебных действий, исследовательских умений.
Опираясь на исследования Т.Е. Наливайко и Т.В. Самодуровой [3;4] можно выделить стили познавательной деятельности обучающихся, которые позволяют раскрыть отбор эффективных способов умственной деятельности обучающихся, систематизировать процесс сбора информации по широкому спектру проблем. Постановка и решение проблемы разрабатываются в комплексе и на опоре различных вариантов анализа проблемы, что несомненно выводит в дальнейшем исследователя на коррекцию целей и задач. Через интерактивные формы обучения, мыслительные эксперименты, моделирование, обобщение результатов исследования обучающиеся получают новые знания, создаются предпосылки для трансформации знаний, универсальных учебных действий и ценностно-ориентированного опыта в личностное знание школьника. Учащиеся 5-6 классов: — устанавливают взаимосвязи между явлениями на основе наличия сходных и различных признаков; — выявляют свойства объекта через становление его взаимосвязи с другими объектами; — осознают сам механизм творческой рефлексии, посредством изменения и совершенствования собственной деятельности; — находят в явлениях новые знания, выводящие учащихся на озарение; — формируют новые познания на основе собственной мыслительной деятельности; — умеют находить решения в нестандартных ситуациях.
Такая технология обучения позволяет специально обучить школьников сложным приемам мыслительной деятельности разного уровня.
Многие спросят, каким конкретно обобщенным и универсально сложным, комплексным общеучебным и исследовательским умениям необходимо обучить, развивая культуру мышления? Целеполаганию, обобщению, систематизации, классификации, проектированию на основе сложного сравнения, сопоставления, выявления причинно-следственных связей, выдвижения гипотезы.
В 5-9 классах показателями эффективного освоения обобщенных и универсальных, сложных, комплексных общеучебных и исследовательских умений учащихся должны стать:
— пересмотр устаревших знаний (систематизация по различным основаниям);
— варьирование собственной познавательной позиции в зависимости от особенностей проблемной ситуации;
— умения в понятиях видеть множество свойств и признаков;
— умения поиска неизвестного с помощью механизмов анализа через синтез;
— умение управлять собственной учебной и мыслительной деятельностью (планирование, программирование, управление учебной деятельностью, анализ и самооценка успеха).
Задача педагога новой школы сложна и ответственна. Развитие мыслительной деятельности, продуктивного мышления учащихся на основе исследовательского метода обучения необходимо осуществлять поэтапно, системно и на основе преемственности. У педагога должно быть видение целостного и по уровневого развития исследовательских компетенций. Он должен обучать в экспериментальном и инновационном режиме, находиться всегда в педагогическом, творческом поиске в работе с одаренными детьми. Владеть педагогическими компетенциями проектно-исследовательского обучения, неся учащимся высоконравственную и научно-исследовательскую культуру.
Важнейшими условиями становления и развития профессиональной компетенции учителя-исследователя в режиме введения исследовательского обучения выступает разработка индивидуальных инновационных проектов, учебных программ.
Необходимо повышать уровень обучаемости школьников в учебно-исследовательском процессе, через задания, которые имеют важное значение в развитии исследовательского мышления:
— сочинение собственных сказок и других литературных жанров;
— анализ смысла уравнения, задачи, предмета, а также образа, модели;
— установление происхождения, строения, признака, функции объекта, явления или процесса;
— работа с понятийным аппаратом (словарями научных понятий);
— составление сборника задач и упражнений, кроссвордов, викторин, проектов, сценариев спектаклей;
— формулирование закона, теоремы своими словами, ее расчленение на составные части с выделением связей;
— изготовление макета, модели, поделки, маски, газеты, журнала;
— проведение показательных выступлений, соревнований, игр, концертов, уроков в собственном классе;
— выполнение блока лабораторных, практических работ, лабораторного экспериментального и исследовательского практикума;
— подготовка изложений с творческим, проблемным началом, защита реферата, защита проекта, выступление на научно-практической конференции и т.п.
Сущность обновления стратегии и тактики активизации познавательного поиска с исследовательской направленностью, есть важный процесс познавательного научно-исследовательского характера.
У учащихся развиваются, личностные компетенции с опережением:
— стремление к выходу за рамки проблемной ситуации;
— видение путей развития на основе понимания логики развития процессов;
— своевременное видение сомнительных шагов при разработке проблем;
— самовоспитание чувства ответственности;
— выстраивание целенаправленных отношений в коллективе;
— решение проблемы с различных точек зрения;
— мобильность подготовки гражданина, способного сочетать теоретические знания с умением продуктивно решать практические задачи;
— стремление к постоянному личностному росту, способность к творчеству;
Современные условия решения проблемы развития одарённых детей требуют педагогической поддержки.
Литература:
- Азизова И.Ю. Совершенствование образовательных программ и технологий в подготовке специалистов для инновационной деятельности в сфере образования: монография/ И.Ю. Азизова и др.: Рос.гос.пед.ун-т им. Герцена. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена,2010
- Альбицкая Н.Е. Технология развития навыков исследовательской деятельности одаренных школьников//Исследовательская работа школьников.М.,2010.№1(31).с.90-96.
- Наливайко Т.Е. Теоретические основы операционально-деятельностных технологий обучения . Моск. пед. гос. ун-т. — М., 2000. — 39 с. :
- Самодурова Т.В. Педагогические условия развития творчества будущих учителей в процессе научно-исследовательской деятельности. Комсом.-на-Амуре гос. пед. ун-т. — Комсомольск-на-Амуре, 2000. — 20 с.
- Яковина А.В. Модель готовности учителя к работе с одаренными учениками//Одаренный ребенок.М.,2011.№4. с.20-28.