С.О.Панов, Ульяновский государственный технический университет, факультета информационных систем и технологий
Малая родина живёт в душе каждого человека, как бы далеко его не забрасывала судьба. Её невозможно забыть, потому что здесь, в родной земле, покоятся наши предки, здесь были сделаны первые шаги, здесь получена путёвка в большой мир. Большинство современных жителей района за суетой ежедневных трудов и забот не замечают ни прелести родного края, не знают и о тех событиях, что здесь когда-то происходили.
Я хочу рассказать о своём прадедушке – труженике тыла Нечаеве Николае Егоровиче. Родился он 1 марта 1927 года в деревне Красный Бор Вешкаймского района Ульяновской области в состоятельной по тем временам семье портного Нечаева Егора Григорьевича, рождённого в пригороде Москвы, выходца из столбовых крестьян, по указу императрицы Екатерины получивший надел в деревне Красный Бор. Отец служил в первую мировую. За боевые заслуги и храбрость, проявленную против неприятеля, получил звание кавалера солдатского Георгиевского креста и орден «Георгиевский крест». В 20-е годы за такие заслуги выписывали большие премии.
Вернувшись с войны и получив деньги, прапрадед Егор купил землю, выстроил дом, завёл хозяйство. У него имелось три коровы и три лошади – небывалое богатство для того времени. Женился, родилось четверо детей – три сына и дочь. Но спокойной и счастливой жизнь была недолгой, так как члены семьи были приверженцами старой веры.
Началась коллективизация и сталинские репрессии села. Прапрадед отказался вступать в колхоз, за это был раскулачен и арестован за веру. В тюрьме под Самарой портной Егор шил солдатам шинели. Около года дети не знали о его местонахождении, информация скрывалась, чтобы уберечь семью. Поэтому, и сейчас приходится добывать её по крупицам.
20 декабря 1937 года Нечаев Егор Григорьевич был расстрелян. Похоронен на месте расстрела в Ульяновске на Майской горе (спуск от Верхней террасы на Нижнюю террасу) в общей могиле. Сведения из архива выдают следующую информацию: Нечаев Егор Григорьевич, БД «Жертвы политического террора в СССР», «Книга памяти Ульяновской области»: 1890 г., Ульяновская обл., Вешкаймский р-н, с. Красный Бор; Портной. Проживал: Ульяновская обл., Вешкаймский р-н, с. Красный Бор. Осужд. 1937.12.20. Приговорен: тройка при УНКВД по Куйбышевской обл. 20 декабря 1937 г., обв.: по ст. 58-10 ч. 1 УК РСФСР. Приговор: расстрелян. Реабилитирован 8 апреля 1960 г.».
Так в десять лет маленький Коля оказался без отца. Тогда и началась жизнь, полная испытаний, лишений и преодолений.
Когда забрали отца, мать с детьми без одежды, пищи и денег выгнали на улицу на выживание, на 27-градусный декабрьский мороз. Отобрали все, что было. Помогла тогда одна сердобольная старушка, которая пустила к себе в дом на свой страх и риск, так как многие боялись этого. Несколько месяцев дети сидели на русской печи, а в случае проверки большевиками, прятались в саму печь за горшки. Дров нельзя было достать бесплатно, и печь с трудом поддерживали тёплой, чтобы дети не замёрзли. Ели мёрзлую картошку и лепёшки из лебеды. По весне, когда стало чуть теплее, мать с детьми отправилась в Безводню, так в народе именовали деревню Безводная. Люди потихоньку посоветовали притаиться там, так как в лесной глуши, в землянках там прятались такие же бедолаги, обездоленные и скрывающиеся от советской власти и репрессий.
В предвоенные годы семья Нечаевых переехала в совхоз «Дружный», а Коля в 10-летнем возрасте нанялся на работу в местную кузницу. Сначала был учеником – раздувал мехами огонь в горне, затем стал подмастерьем, работал молотобойцем.
Война началась, когда Николаю исполнилось 14 лет. К семнадцати годам он стал уже специалистом-кузнецом. Работы всегда хватало: то гвозди для изгороди сделать, то плуг подремонтировать, то цепь подлатать, то подковы лошадям выковать, поэтому трудился Николай наравне со взрослыми, старался быть полезным, не искал лёгких путей, так как считал, что в семье должен быть мужчина. Долго просился на фронт, но не брали, потому что не было 18-ти лет.
В марте 1945 года прадед Николай был призван в ряды Красной Армии и отправлен на фронт. Приехал на призывной пункт, получил должность помощника пулемётчика. Но, вскоре отозван в тыл, так как был нужен в кузнице, наложили бронь. К счастью, и война скоро закончилась.
В послевоенные тяжёлые годы стране и советскому народу нужно было поднимать сельское хозяйство, не хватало специалистов, мужских рук, и конечно, в первую очередь кузнецов. Здесь-то и пригодилось дедово мастерство. Дедова кузня была высоченная, в ней размещались механическая наковальня и электрический горн. В кузню заезжали даже машины, чтобы Егорыч смог отковать и поменять рессоры. Да, прадед буквально ковал Победу и свободу своего народа. Сейчас же на месте кузни одни руины.
У прадеда Николая пятьдесят лет кузнечного стажа. За доблестный труд он удостоен медалей Победителя социалистических соревнований, к 70-летию и 100-летию со Дня рождения В.И. Ленина, «Ветеран труда», «Труженик тыла».
Свою жизнь прадед прожил достойно: два раза избирался депутатом, ему также предлагали вступить в партию, но он наотрез отказался, очень сильно переживал за незаконно расстрелянного отца. У прадеда Николая родилось девять детей, двое из которых умерли ещё в младенчестве, старший сын Владимир погиб на службе в рядах Советской армии. Прадед вырастил и воспитал шестерых детей и одиннадцать внуков. Несмотря на сложную и суровую жизнь, был очень добродушным и улыбчивым человеком. Умер Нечаев Николай Егорович 7 апреля 2008 года.
Я горжусь, что моя семья имеет такие крепкие корни и причастна к Великой Победе в Великой Отечественной войне. Я горжусь своим прадедом!
Стоит надеяться, что и настоящая статья, и посильный вклад автора, послужит делу сбережения информации о нашей малой родине и её людях.