Методика работы с детьми с расстройством аутичного спектра в 1 классе

ПедСовет

Работа с детьми, страдающими ранним детским аутизмом, очень длительна и кропотлива. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение аутичного ребенка, имеющего тип мышления «буквального» восприятия. Реальные предметы, картинки, напечатанные слова применяются на всех этапах работы с ним.

Выстраивание визуального ряда является основным условием успешности занятий с неговорящими детьми. Чем быстрее мы приступим к обучению чтению, тем больше шансов вызвать у ребенка эхолаличное повторение звуков речи. До начала работы над речевой функцией необходимы особые предварительные этапы работы.

Первый этап. Первичный контакт

Адаптационный период работы с ребенком чаще всего растягивается на несколько месяцев, поэтому к формированию взаимодействия ученика с педагогом можно приступать уже на 2—3-м занятии, после установления формального контакта с ребенком. Формально установленный контакт предполагает, что ребенок почувствовал «неопасность» ситуации и готов находиться в одном помещении с педагогом. С первых занятий установите контакт «глаза в глаза». Объясните ребенку, что при назывании его имени он должен повернуть голову в сторону педагога, посмотреть в глаза. Помогите повернуть голову, покажите рукой, куда нужно смотреть. Несколько раз за занятие называйте имя ребенка, добивайтесь поворота головы, прямого взгляда.

Второй этап. Первичные учебные навыки

Посадите ребенка за стол. Объясните, что здесь много интересного. Не удерживайте силой, пусть ребенок освоится. Привлеките внимание: «Садись, здесь много интересного». Это может повторяться несколько раз. Научите ребенка смотреться в зеркало. «Научи девочку, мальчика делать так».

Роль мамы на занятии. Часто присутствие мамы на занятии необходимо для ребенка. Чтобы ее помощь была эффективна, мама должна овладеть приемами взаимодействия с малышом. Сначала мама берет руки ребенка в свои и действует вместе с ним. Нужно научиться чутко улавливать начало самостоятельного движения рук ребенка и давать ему больше свободы. Постепенно помощь мамы сводится к подталкиванию локтя малыша, чтобы он начал действовать самостоятельно. По мере укрепления эмоционального контакта ученика с педагогом роль мамы на занятии начнет уменьшаться

Организация занятий и рабочего места. Правильно организованное рабочее место вырабатывает у ребенка необходимые учебные стереотипы. Подготовленный к работе материал кладется слева от ребенка, выполненное задание — справа. Убирать дидактический материал и перекладывать его на правую сторону стола ученик должен самостоятельно или с незначительной помощью. На первых порах ребенку предлагается только наблюдать за тем, как педагог выполняет задание. От ученика лишь требуется по окончании каждого элемента работы разложить дидактический материал по коробкам или пакетам. После того, как ребенок выполнил это действие, следует поощрить его ранее определенным способом. Так ребенок удерживается в рамках структурированной деятельности и отходит от стола с положительным чувством завершенности работы.

Третий этап. Работа над указательным жестом и жестами «ДА», «НЕТ»

Спонтанное применение жестов «да», «нет» и указательного жеста детьми, страдающими тяжелыми формами аутизма, может возникнуть к 7—8 годам, а может и совсем не проявиться, что чрезвычайно затрудняет общение с этими детьми. Специальный тренинг позволяет сформировать эти жесты и ввести их в ежедневное общение ребенка с близкими людьми.

На занятиях педагог регулярно задает ученику вопросы:

«Ты нарисовал?» «Ты убрал карандаши?», побуждая его утвердительно кивнуть головой. Если ребенок не делает этого самостоятельно, следует слегка нажать ладонью на затылочную область его головы. Как только жест стал получаться, пусть с помощью рук педагога, вводим жест «нет». Сначала используем те же вопросы, но задаем их, пока задание не завершено. Затем жесты «да», «нет» употребляются в качестве ответов на различные вопросы.

Одновременно отрабатывается указательный жест. К словесным инструкциям «Возьми», «Положи» добавляем еще одну: «Покажи». Педагог фиксирует кисть ребенка в положении жеста и учит четко устанавливать палец на нужном предмете или картинке.

Несмотря на некоторую механистичность в использовании жестов, нужно поощрять их применение ребенком, так как этот минимальный набор невербальной коммуникации позволяет родителям определять желания ребенка, тем самым устраняя многие конфликтные ситуации.

Четвертый этап. Постановка звуков

Постановка звука [c].

1.Надо улыбнуться и все время удерживать губы в улыбке.

2.Прижать кончик языка за нижними зубами; спинка выгнута.

3.Зубки сблизить, но не смыкать.

4.Тихонько подуть:С-С-С. Воздушная струя должна быть холодная.

Закрепление звука [С].

Цветная дорожка. Веди пальчик вместе с насосом поочередно по каждой дорожке и пой: ССССС. Старайся петь без остановок.

Насос "Цветная дорожка"

 

 

 

 

 

«Пианино» Насос любит нажимать на клавиши и «петь» звук [C]. Нажимай поочередно пальчиком на каждую клавишу и произноси по одному звуку [C].

Закрепление звука [C] в слогах

«Мячики»
Подбрасывай мячики и каждый раз произноси по одному слогу: АС-АС-АС (ИС-ИС-ИС).

В заключение статьи хочу высказать надежду на то, что работа по формированию начальных речевых навыков, описанная в этой статье, заинтересует родителей и  педагогов. Многие приемы, которые кажутся простыми и даже иногда примитивными, доказывают свою эффективность при формировании речевых навыков даже в случаях тяжелых нарушений развития.

Добавить комментарий

Читайте по теме: