Анастасия Уразаева, ст.Шентала, Самарская область
Он – моя гордость, тот человек, которого я безгранично уважаю, пример стойкости, доброты и справедливости. Он – мой первый и главный источник о событиях Великой Отечественной войны, ужасах тех дней, о радостях великой Победы.
Мой дед Софронов Илья Тимофеевич родился в 1923 году в поселке Хмелёвка Шенталинского района Куйбышевской области. До начала войны он был обычным крестьянским парнем, занимался крестьянским хозяйством, работал в поле, веселился, отдыхал, любил… Когда началась война и всеобщая мобилизация, на фронт забрали отца и дядю моего деда, которые так и не вернулись в родное село, пропав без вести.
А через год ряды новобранце пополнил и Илья Тимофеевич, которому на тот момент было 19 лет. Его отправили на обучение в артиллерийскую школу в город Пензу, а оттуда – на войну в составе Второго Украинского фронта. Илья Тимофеевич служил в артиллерии наводчиком, подавал снаряды, весившие около 40 килограмм. Должность эта была не из легких: помимо хорошей физической формы она требовала сноровки, шустрости и осторожности при обращении со снарядами. В то непростое время оружия, продовольствия и боеприпасов катастрофически не хватало. Боевой дух бойцов помогала поддерживать солдатская песня,в исполнении которой моему деду не было равных, в своем батальоне он был запевалой. Всю жизнь Илья Тимофеевич любил военные песни, слушал их и с удовольствием сам исполнял.
Но воевать пришлось недолго, через полгода в одном из боев взвод, в котором служил мой дед, попал в окружение немцев и был взят в плен.
Фашисты отобрали сильных бойцов и погрузили их в товарные вагоны, оставшихся больных и раненых расстреляли. Пленные не знали куда их везут, ехали в тяжелых условиях, без еды и воды. От таких нечеловеческих условий люди умирали. Умерших выбрасывали прямо из вагонов на железнодорожных станциях. Пленных привезли в концлагерь «Штутгарт» в Германию. Там им выдали полосатую одежду с номерами и погнали на работу в каменоломни. Кормили пленных хуже животных: давали полусырую баланду — суп, в котором плавала гнилая картошка или кусочки лапши. Спали узники в бараках на цементированном полу без одеял и подушек, в той же одежде, в которой работали. В «Штутгарте» были пленные различных национальностей, все они были истощены, качались на ветру и напоминали собой скелеты, обтянутые кожей, что уж говорить о том, чтобы добывать и носить камни. Людей, уже непригодных для работы, немцы сгребали бульдозером в яму и заваливали землей.
Концлагерь хорошо охранялся военными и немецкими овчарками, по периметру лагеря была натянута колючая проволока, по которой шел электрический ток, поэтому никаких шансов на побег не было. За малейшую провинность и неподчинение пленных расстреливали, били или натравливали на них собак. У Ильи Тимофеевича на всю жизнь остался шрам на голове от колючей проволоки, которой фашисты были пленных, а на ногах — от укуса овчарки. На территории лагеря был крематорий и печь, где сжигали людей. Немецкие надзиратели массово загоняли туда пленных, якобы ведут мыться в баню, заставляли раздеваться и сжигали. Запах человеческого мяса, наводивший ужас на пленных, распространялся на всю территорию лагеря.
После открытия Второго фронта в 1944 году американские войска освободили пленных «Штутгарта», а сам концлагерь был уничтожен. Мой дедушка с радостью и счастьем рассказывал мне об этом дне, о том, как оставшиеся в живых пленные, мало похожие на людей, с радостью встретили американские войска. Пленных сразу же отправили на лечение и восстановление, а через месяц лечения мой дед снова отправился на фронт.
В составе 50-й гвардейской дивизии ордена Богдана Хмельницкого Илья Тимофеевич принимал участие в освобождении Венгрии и Румынии от фашистов. После Победы дедушка со своей дивизией еще два года освобождал страны Прибалтики от остатков вражеских войск. В 1947 году мой дед вернулся домой со множеством наград: медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945»,Орден «Отечественной войны» 2-й степени, медаль Жукова. От войны остались не только ордена и медали, но и горькая память.
После войны Илья Тимофеевич трудился в родном селе Хмелёвка в колхозах «Правда» и «Маяк». Награжден медалью «Ветеран труда».
Он дожил до 92 лет, оставил после себя добрую память. У него три дочери, трое внуков и одна внучка, двое правнуков. Пройти сквозь ужасы войны, концлагеря и дожить до стольких лет – большой подвиг. Я горжусь своим дедушкой, для меня он – герой, один из тех, кто своими нечеловеческими усилиями смог победить врага. Он навсегда в моем сердце.
Нужно всегда помнить и уважать тех, кто защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны, кто с честью выстоял все муки войны, кто одержал победу над фашистами, кто отдал свою жизнь во имя Победы, во имя мира на Земле, кто трудился дни и ночи для фронта и Победы.