Старший брат моей бабушки Анны Кузьминичны Башишкиной (урождённой Шувалкиной), Николай Кузьмич Шувалкин был жителем деревни Норкино. В настоящее время это одна из деревень Петушинского района, расположенная северо-восточнее Петушков.
Род Шувалкиных в Норкине коренной. В архиве Владимирской области есть документы, подтверждающие происхождение этого рода до седьмого колена от Николая и его братьев и сестёр. Нить родства тянулась с середины 18 века.
Николай Кузьмич родился в 1919 году в семье Ирины Егоровны и Кузьмы Яковлевича Шувалкиных, пятистенный дом которых стоял «на светлой стороне» в северной части деревни. Николай был пятым ребёнком. Уклад жизни семьи сильно отличался от современного. Дети в семье Шувалкиных росли в атмосфере трудолюбия, трезвой жизни. Сыновей в семье всегда называли полным именем.
Николай был голубоглазым, светловолосым молодым человеком высокого роста, имел красивый почерк, в деревне его уважительно звали «Кузьмич». Н. К. Шувалкин работал в колхозе «Путь Ленина», состоящем из жителей деревни.
А между тем село солнце. Было 21 июня 1941 года. И завтра была война…
Н. К. Шувалкин стал ополченцем 9-й Москворецкой стрелковой дивизии народного ополчения Кировского района. В июле 1941 г. дивизия была направлена из Москвы на лагерный сбор в окрестности села Архангельского на Калужской дороге, в 35 км от Москвы. После двух недель пребывания на сборе последовал марш в Малоярославец.
В августе 1941 г. ополченцы приняли присягу. Наступил первый военный сентябрь. Война неуклонно набирала обороты.
В сентябре после кратковременной боевой подготовки и строительства оборонительных сооружений под Малоярославцем дивизия заняла рубежи северо-восточнее г. Ельни. 26 сентября 9-я дивизия ополченцев была преобразована в 139-ю стрелковую дивизию и была направлена в состав Резервного фронта. Командиром этой дивизии был генерал-майор Б. Д. Бобров.
30 сентября 1941 года воины 139-й стрелковой дивизии в составе трёх полков 1300-го, 1302-го и 1304-го прибыли на передовую в район г. Ельни. В составе 1304-го полка сражался рядовой Николай Кузьмич Шувалкин. Он прислал родным всего три письма. Потом пришла похоронка, в которой сообщалось: «Пропал без вести…»
2-го октября 1941 г. дивизия под давлением противника отошла из междуречья Стряна-Десна на левый берег Десны. Полностью дивизия погибла в окружении южнее г. Ельни.
Ельня – это российский город, основанный в 12 веке для защиты западных рубежей Отечества. Символично, что в Смутное время Ельня не раз переходила из рук в руки. В ноябре 1812 года в городе был штаб М. И. Кутузова – великого полководца Отечественной войны 1812 года. В 20 веке здесь шли ожесточённые бои Великой Отечественной войны. Трижды враги Отечества, наступавшие здесь, были разбиты ценой неимоверных потерь.
В 1985 году в Ельне на окружной дороге был воздвигнут памятник погибшим ополченцам 9 дивизии. Устремлены в небо штыки ополченцев. Памятник величественный и скорбный.
8 октября 2007 г. Указом Президента России за № 1346 Ельня стала городом воинской славы России. В настоящее время это районный центр Смоленской области.
Но почему же старики
Так плачут в мае от тоски?
О том однажды я подумал.
(А. Розенбаум)
Моя прабабушка, мать солдата, получала пенсию за погибшего сына. Когда Ирина Егоровна переехала в Петушки к дочери Анне, то в доме в передней на стене висел портрет Николая.
– Вот мой кормилец, – говорила прабабушка.
… Так и умерла Ирина Егоровна в 1968 году, не зная места гибели сына своего сына.