«Теплее на фронте от ласковых писем.
Читая, за каждой строкой,
Любимую видишь
И родину слышишь,
Как голос за тонкой стеной…»
(Иосиф Уткин.
«Красная звезда», 6 марта 1943 года.)
Привет, моя дорогая!
Хочу поделится с тобой своими новостями. Ты знаешь, что я ездила в город Волгоград. В этот удивительный город на реке Волга. Волгоград в сознании миллионов россиян и путешественников из других стран – это, прежде всего, город-герой, город великого мужества, нечеловеческой стойкости, хранящий скорбную память о страницах истории Великой войны. Задавшись вопросом: «Что посмотреть в Волгограде?», на ум обязательно придет легендарный мемориал славы Мамаев Курган и гигантская скульптурная композиция «Родина-Мать зовет!», музей-панорама «Сталинградская битва», мельница Гергардта, дом Павлова и ряд других памятников.
Я хочу тебе рассказать о том, что впечатлило меня, когда я побывала в музее-панораме «Сталинградская битва». Это письма солдат. И советских бойцов, и немецких. Эти письма с фронта, обожженные, надорванные, полуистлевшие трогают до глубины души. Большую часть фронтовых писем принесли в музей родственники тех, кто эти строчки писал и получил. А письма немецких солдат поступили в музей при ликвидации окруженной группировки противника, в том числе несколько мешков с письмами полевой почты 6-ой Армии.
И то, о чем писали советские и немецкие солдаты меня очень впечатлило. Будто проживаешь с ними минуты затишья в бою, минуты счастья, когда они пишут родным и близким письма. Читая их, можно только поражаться: мы боимся в смс написать «люблю» или «целую», а тут такие слова. Все солдатские письма проходили цензуру. Нельзя было писать ни номер части, ни где находишься. И все солдаты это понимали и знали, что их письма будут читать посторонние люди и старались сдерживать свои чувства. Но это не всегда получалось. Каждое письмо имело номер полевой почты, по которому можно узнать откуда оно пришло.
«Радость моя, как мне хочется видеть вас, прижать близко к сердцу, поцеловать свою радость, своего близкого друга жизни» — писал своей жене Зинаиде Иван Якубовский, полковник, в период Сталинградской битвы командир 91-ой танковой бригады. «Я получил небольшую открытку, которую писала рука самого любимого человека, писала милая жена». Как тебе такие замечательные слова! Полковник Якубовский прошел всю войну. Вместе с женой он прожил больше сорока лет.
Много писем начинаются с нежных слов, только потом солдаты писали о своих делах, о том, что их ранило, о судьбе знакомых.
Еще об одном командире взвода танков на Сталинградском фронте Константине Растопчине хочу написать. В музее-панораме представлена целая история любви в письмах. Он влюбился в врача Татьяну Смирнову. Писал ей письма. Она не отвечала взаимностью, но согласилась быть другом солдату. Вышла замуж, но переписку с Константином продолжала, как друг. «Прочитал, перечитал, опять прочитал, еще раз прочитал. И все не могу поверить…. Нет! Это не правда!…. Я предлагаю свою дружбу при наличии любых условий и без всяких оговорок». Вот так он ей ответил на новость о ее замужестве. Муж у Тани погиб. Пожениться Татьяна и Константин смогли только в 1947 году. Их дети и передали те письма в фонд музея.
Сколько в этих письмах теплоты, добра, несмотря на суровые, невыносимые условия. Зверство и варварство немецких фашистов, слезы женщин, детей и стариков, бомбежки, пожары, гибель людей, голод, мороз. Нечеловеческие условия! И любовь! Как это совмещалось? Точно говорят, что историю творят люди. Война не уничтожила способность любить, тонко чувствовать добро, любоваться прекрасным.
Письма немецких солдат тоже содержат много слов к своим близки и родным. Двоякое чувство к этим письмам. Понятно, что это враги, фашисты, принесшие страшное, огромное, горе, потери, разруху, беду, слезы, смерть. Немецкие солдаты также находились на грани жизни и смерти. Но воевали они на чужой территории, на которую пришли оккупантами, за тысячи километров от своей страны. И ситуация развивалась не в их пользу. Каждое письмо немецких солдат из Сталинграда содержит мольбу к богу. Фельдфебель Руди в письме к своей любимой поднял очень сложный для него вопрос. «Я только желаю всегда, если мне не суждено остаться в живых, чтобы тебя по жизни вела только счастливая кривая» — писал он жене. А ефрейтор Венер отправил в письме жене небольшое сердечко, вырезанное из бумаги. И это сердечко в музее есть. Представляешь! Что стало с этим немецким солдатом, неизвестно. В первые годы войны в письмах немецких солдат было много бравады, ложного «героизма». Во времена Сталинградской битвы настроение немецких солдат меняется на стремление домой, к своей семье, тоска по прошлому, уютному семейному очагу. Но все их страдания — это закономерное возмездие по заслугам.
Письма в музее – панораме «Сталинградская битва» — это капля в море писем в период Великой Отечественной Войны.
Память – это любовь… Любовь к близкому родному человеку. В наших сердцах сохраниться подвиг советских солдат. Нам эту память передали старшее поколение. Наша задача сохранить ее и передать следующему поколению.
Вот, пожалуй, и все, о чем хотелось поделится с тобой.
До свидания.
Фото: Московский комсомолец
[mailerlite_form form_id=4]