Развитие хореографического творчества у детей дошкольного возраста

ПедСовет

В статье рассматриваются приемы и методы работы с детьми дошкольного возраста по хореографии, пластики движения, развития творческих способностей, склонности к одаренности, креативных взглядов на мир посредством танца.

Еще в самые древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю. Танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.

Любые направления в хореографии (классическое, народное, бальное, современное) чрезвычайно полезны для ребенка, способствуют его физическому, нравственному и эстетическому развитию. На танцевальных занятиях раскрываются такие способности детей, как умение творить, сочинять, придумывать, воображать и т.д.

Обучение хореографии обязывает педагога преподносить базовый материал и объем знаний наиболее доступно и понятно для воспитуемых. Для этого создано множество методик, включающих в себя разнообразные методы обучения определенному материалу и последующего выполнения заданий.

Ключевыми аспектами во время проведения занятий должны стать: вовлечение в творческий процесс детей, совместное создание образов и ролей для каждого присутствующего, реализация творческого потенциала обучаемых, умение совместно сочинять новые ситуации, истории, чтобы воплощать их на сцене.

Цель занятия – не просто научиться танцевать, выучить последовательность движений, а понять, почему ребенок их делает.

Танец пробуждает творческие способности и дает возможность через гармонию движений эти способности реализовать. В процессе изучения танцевальных упражнений у ребенка повышается самооценка. Он начинает верить в то, что способен чего-то добиться, что-то сделать здорово и красиво. Видя довольное лицо преподавателя, радующейся, когда его ученик преодолевает очередную трудность в осваивании танца, ребенок понимает, ‒ он нравится! Значит, он нужен, его ценят! Он ‒ любим! Через занятия хореографией дети учатся передавать свои чувства и свою индивидуальность посредством танцевальных движений. Именно занятие хореографией формируют у ребенка свободу в творческом мышлении. Дают возможность импровизировать. Через танцевальные движения у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение. Формируется внутренний духовный мир ребенка. Танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности.

Что и говорить, танцевать любят все — взрослые и дети. Неважно, по правилам человек танцует или двигается как умеет. В любом случае танец ‒ удовольствие. Причем ощущение радости приобретает новые нюансы в зависимости от того, какой танец человек исполняет ‒ веселый или романтичный, нежный или страстный.

Танец нельзя свести просто к движениям под музыку или без нее, это и проявление нашей индивидуальности и неповторимости, история, рассказанная с помощью чувств через движения.

Ребенок через танец начинает смотреть на мир другими глазами. Его проблемы не исчезают, но воспринимать их он начинает по-другому, гораздо более позитивно.

Артистизм присущ человеческой природе, особенно детской. Многие из нас с годами теряют это качество. Многие взрослые даже в компании близких друзей стесняются что-то спеть, а уж тем более сплясать. Неужели наши дети должны расти закомплексованными? Такого ни в коем случае нельзя допустить! Лучше присоединяйтесь к выступлениям своего ребенка хотя бы в качестве зрителя. От этого выиграют все. Ведь поощряя в ребенке артистизм, мы меняемся сами. Но самое главное у маленьких артистов возрастает уверенность в себе, повышается самооценка, на полную мощность начинает работать абстрактное мышление и образное восприятие мира. А мама и папа смогут гордиться творчески развитым ребенком.

Для эффективного решения поставленных задач, я организую свою педагогическую деятельность на системной основе, которая строится в соответствии с такими принципами педагогики как  добровольность, взаимодействие и сотворчество.

Цель создания единой системы непрерывного хореографического образования заключается в том, чтобы преодолеть узковедомственную расчлененность образовательного и воспитательного процесса. Приобщение ребенка к искусству танца предполагает его желание этим заниматься. Поэтому при разработке программы учитываются психофизиологических, индивидуальных способностей детей.

Вот некоторые из особенностей методики, которые я использую на занятиях:

  • Индивидуальный подход в работе с детьми. В мире множество методик, но детей все равно больше, так что каждый привносит в работу что-то новое, особое. В результате получается взаимообмен: дети учатся танцам, а педагог обогащает знания по педагогике.
  • Чтобы ребенку процесс обучения был не в тягость, а в радость нужно его немного перехитрить. Неумолимый интерес детей к танцам вызван тем, что ребенок не замечает, как он учится. Танец преподнесен как игра, поэтому ребенок увлекается и в этом процессе педагог успевает выучить с ним нужный материал.
  • Каждое движение, комбинация или игра преподносится в истории, основанной на опыте или фантазии. Ребенка интригует сам рассказ, что побуждает его больше узнать о том или ином случае. Так, через истории, совместное общение дети учатся танцевать.
  • Игровые танцевальные моменты с придумыванием танцевальных сюжетов помогают развивать фантазию и творчество у детей.
  • Использую  различные формы и методы работы с детьми:  открытые занятия, ритмические игры, дидактический материал, танцевальные миниатюры и другие формы работы.

Ожидаемый результат:

-способный импровизировать, инсценировать образ в движении;

-умение правильно выражать эмоциональный стиль любого образа;

-обладает правильной речью;

-умеет правильно интонировать в диалогах;

-уверенность в действиях;

-способность быстро ориентироваться в новых, незнакомых условиях, среде;

Эффективность музыкальной, хореографической деятельности заключается в широком использовании методов формирования креативных качеств личности с внедрением принципов:

-оригинальности (способность выдвигать новые неожиданные идеи);

-гибкости (способность быстро и легко находить новые решения);

-продуктивности (разнообразность вариантов решения проблем);

Для этого широко используются:

-чередование индивидуальной, парной, подгрупповой и коллективной форм работы на одном занятии;

-вовлечение детей и родителей в проведение музыкально-ритмической мероприятии;

При этом создаются условия для развития музыкальной и литературной способностей, его стремление к усвоению новых способов действия и приемов комплексного решения эмоционально-смысловой и художественной задач в процессе развития эмоционального восприятия музыки посредством сюжетных танцев.

Этапы реализации музыкальной и литературной деятельности осуществляются в следующем порядке:

-На подготовительном этапе работы дети учатся выделять действия, поступки героев, через которых раскрываются их черты и взаимоотношения. Затем перед воспитанниками ставится задача освоения» композиции материала (завязки, кульминации, развязки). С этой целью организуются составление рассказа из опыта детей с помощью вспомогательных материалов, одновременно усваиваются образные передачи в движении, мимике.. Педагогами демонстрируется «поиск» нужного образа, придумывается движения, раскрывающиеся образ того или иного героя выбранного произведения.

Соединение сюжетов, мыслей, придумывание декораций, бутафории, костюмов производится совместно с детьми и родителями; детям предлагается придумать, сочинить, изменить отдельный эпизод, место и время действий, заменить персонажей. Так создаются условия для успешного развития музыкальных и литературных способностей детей.

-Репетиционный этап осуществляется «прогоном» постановленного танца или его отдельных фрагментов.

Занятия проводятся в зависимости от возраста детей во второй половине дня:

-в младшей и средней группе 1 раз в неделю

-в старшей и подготовительной группе 2 раза в неделю

Заканчивается цикл занятий публичным выступлением или участием в конкурсах самодеятельности и результатом динамики развития креативных способностей детей.

В разделе занятия «разминка» любое упражнение требует немного фантазии. Метод фантазирования можно наблюдать во многих сферах творчества. Это основа, которую родители вместе с педагогами стремятся заложить в ребенка с малых лет. Он схож с приемом «АССОЦИАЦИИ», при котором дети учат движения, используя их схожесть с каким-либо предметом.

На основном этапе происходит переход усвоенного материала в постановку сюжетных танцев. Разыгрывание по ролям с акцентом на использование образно-двигательных средств («говорящие движения» пантомимо). Взрослый лишь управляет этим процессом, подчеркивая эмоциональное состояние персонажа, его намерения, направляет детей на сочинительство внутренних монологов в движении. Во всех случаях выразительное движение сопровождаются речью, что свидетельствует об осознанности моделирования и передачи внутреннего характера изображаемого объекта. Н-р, «Придумайте, что можно сделать с лампочкой?», «Солнце. Что в нем хорошего и плохого?» (выявление противоречий), «Можно ли быть большим и маленьким одновременно?». При этом используются методы; ассоциаций (н-р, что какое «сердечное занятие», дырявая прогулка), фокальных объектов («бегущее яблоко», «смеющееся яблоко»), синектики («Чем похожи фонарный столб и жираф?», «Что общего между машиной и осликом?»).

Например, дети встают в шестую позицию ног (пятки и носки вместе) и представляют, как их ножки связаны резинкой, поэтому они их не могут рассоединить. А прыгать мы учимся в длину не просто так, а через большие лужи. Даже в школе используется прием: закрыть ротик на замок и отдать ключик учителю.

С самого раннего возраста в нашей жизни используется метод «ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ». В данном случае задачей ребенка является наиболее убедительно перевоплотиться в другой образ. В жизни нас просят сидеть как мышки, а на занятиях прыгать как мячики или танцевать как бабочки. Все это примеры перевоплощений. Если заглянуть в суть этого метода, то можно увидеть сложнейшую цепочку мыслительных процессов. Чтобы ребенок поверил, что он превратился в бабочку, то нужно представить как она выглядит, какие у нее есть качества (легкая, воздушная, цветная, прыгает с цветка на цветок). Затем ребенок присваивает эти качества себе и воплощает их при помощи рук и ног.

Самостоятельные творения детей можно наблюдать с малых лет. Даже игра «Море волнуется», где дети придумывают свои образы солнышка, русалки или солдатика, вмещает в себя и метод фантазирования, и метод перевоплощения.

Очень важным методом является «ИМПРОВИЗАЦИЯ». В области хореографии импровизация – это умение сразу, т.е. «на ходу» придумывать движения или создавать образ. В большинстве случаев сымпровизировать детям помогает музыкальный материал. В любом разделе педагог может предложить небольшой временной отрывок в танце, чтобы дети станцевали так, как это представляют они. Начинать нужно с 4 счетов (2-4 музыкальных такта), затем можно увеличить. Основная задача педагога, чтобы дети захотели это сделать и к тому же сделали это в соответствующем образе.

Здесь можно применить метод «ПО ПОКАЗУ». Это прием, который используется по принципу цепной реакции. Сначала преподаватель начинает импровизировать, и дети повторяют, а затем начинают импровизировать самостоятельно. Также использовать этот принцип можно, начиная с ученика, который не растеряется и сможет взять инициативу в свои руки.

Для вовлечения детей в процесс творения можно использовать такой прием, как «ДОПОЛНЕНИЕ». При наличии определенного образа и задачи этого образа педагог может предложить ребенку придумать, как он будет выполнять эту задачу. Представим, что маленьким сыщикам надо на цыпочках выйти из-за кулис, не привлекая к себе внимания. Для вдохновения детей педагог предлагает несколько вариантов: пойти спиной, боком. У детей создается «цепная реакция» — каждый начинает придумывать. Успех задания обеспечен при условии, если педагог создает условия для соперничества внутри коллектива. Каждый Ребенок хочет выходить интереснее другого, а значит, использует все свое воображение, чтобы достичь лучшего результата и отличиться. В результате такого творческого процесса получается интереснейшая картина: девочка едет на спине у мальчика, один запинается об другого и падает, а кто-то вообще ползет с фонарем. Так общим старанием создается целостная картина.

СЮЖЕТ – разыгрывание ситуации (н-р, идет человек, а перед ним с крыши папает кирпич; реакция разная у каждого).

В результате, с помощью выше перечисленных методов всего лишь за один урок хореографии педагог успевает уделить внимание и памяти детей, и воображению в разных его проявлениях. На занятиях создается ассоциативный ряд, благодаря которому ребенок запоминает последовательность движений или сами движения.

Не остается без внимания и работа в коллективе и для коллектива. Цель ГРУППОВОЙ работы: научиться слушать ровесников и прислушиваться, формировать собственное мнение, научиться уважать интересы и мнения других, анализировать сложившиеся ситуации и др.

Игры, хотя они тоже подвижные, отличаются тем, что ребенок предоставлен сам себе. Свобода мысли и тела позволяет включить фантазию на полную мощность. Импровизационные игры во время занятий или в конце должны быть четко ограничены по времени. Так с помощью элементарных приемов и упражнений педагог незаметно для детей создает особенный мир в их душе, полный творчества, фантазии, созидания. Дети и подумать не могут, сколько возможностей в них открывается, когда они прикасаются к творчеству. В результате, при использовании данного рода методики регулярно, у ребенка формируются определенные навыки и умения к творчеству, к созданию новых образов. По средствам таких занятий у детей расширяется кругозор, ведь педагог разносторонне воспитывает и образовывает своего воспитанника.

Творчество в коллективе – это умение с раннего возраста прислушиваться к «коллеге», творить в рамках коллектива и для него. Тогда и педагог, и ребенок получат обратный эмоциональный заряд, что и есть самое важное. Это побудит ребенка к новому творчеству, к новым знаниям и занятиям. А это и есть цель педагога.

При планировании своих занятий, учитываю все особенности возраста детей возраста, чтобы занятие было продуктивным и интересным для воспитанников, чтобы осуществлять индивидуальный подход к детям в процессе обучения и воспитания. При достаточном интересе ребёнок может быть сдержанным, дисциплинированным, усидчивым. Но его энергии надо давать разумный выход.

Следует отметить, что для дошкольника вообще характерно познавательное отношение к миру. Такая любопытствующая направленность имеет объективную целесообразность. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными видами деятельности, активизирует его различные способности.

Развитие творческих способностей воспитанников находится под постоянным контролем. Разные формы рефлексии учат детей свободно излагать свои мысли, анализировать свою деятельность и развивают культуру речи.

Применяется система мониторинга, которая строится на диагностике следующих показателей: Выразительность движений; Творческое воображение; Фантазия.

К каждому показателю разработаны критерии и степень их выраженности: высокий уровень, средний и низкий. Основными методами диагностики являются: наблюдение, собеседование, контрольное задание.

В качестве рефлексии я на своих занятиях использую КАРТОЧНУЮ СИСТЕМУ.

Использование карточной системы мотивирует детей на позитив на занятиях, ориентирует на взаимодействие, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждает их к творческому отношению при выполнении работы.

Я использую карточки в виде жетонов для оценивания детей по окончании занятия. Это позволяет настроить обучающихся на рабочий лад и позволяет обеспечить порядок, хорошую творческую работу на занятии.

Жетоны могут быть разной формы (на вашу фантазию) и делятся на три категории :

Красные — неудовлетворительную работу на занятии,

Желтые – обозначают среднюю работу ребенка на занятии,

Зеленые — очень хорошую и позитивную работу на занятии.

Выбрав жетон, ребенок может реально самостоятельно оценить и сравнить свою работу на занятии. Карточное оценивание позволяет обеспечить серьезное отношение детей к занятию и плодотворную совместную работу, стимулирует к сотрудничеству на занятии, а также на продуктивный результат.

Получая жетоны на каждом занятии, в конце учебного года можно провести мониторинг творческого, позитивного отношения ребенка к занятию. А также провести работу с родителями с анкетированием. Эта форма организации поможет организовать рабочий процесс и взаимодействовать с родителями в качестве контроля занятий.

Я на своих занятиях хореографией постоянно работаю над развитием художественно-творческих способностей детей, что выражается как общими закономерностями психической деятельности человека, так и закономерностями художественного творчества, способствующего реализации индивидуальных способностей и склонности к качеству ОДАРЕННОСТИ.

В дальнейшем планирую к реализации сюжета в танцевальную и песенную композицию, так называемую «мюзикл».

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Читайте по теме: