Цифры опроса, несмотря на все недопонимания учителей и родителей, видятся позитивными: большинство респондентов-родителей говорят о доступности учителей для общения. 61% информантов считают, что педагоги прислушиваются к их словам. Примерно половина опрошенных полагают, что преподаватели учитывают особенности обучения их ребенка. Правда, все это относится к младшей школе. По мере взросления ребенка родители начинают терять интерес к школе и перестают общаться с учителями.
Профессор Санкт-Петербургского филиала ВШЭ (НИУ) Жанна Чернова и доцент того же вуза Лариса Шпаковская попробовали набросать портрет современной семьи. Более или менее четко, по их мнению, обозначили себя пять типов «ячеек общества»:
- Первый — родительская доля воспринимается «как репродукция» и соблюдена «патриархальность уклада». Папа в такой семье добытчик, мама занимается детьми.
- Второй тип – семьи, где «все как у людей».
- Третий тип – где родительство воспринимается как обязанность, а дети – как большая нагрузка. Родители «несут свой крест», одновременно страдая от «сужения своих карьерных возможностей».
- Четвертый тип, когда детей воспринимают как проект (дом построили, теперь пора детей рожать).
- Пятый тип: дети – это «творчество», здесь взрослые готовы пуститься на эксперименты по части воспитания детей.
Что мешает налаживанию диалога родителей и учителей? Коммуникация со школой, по мнению родителей, осложняется наличием контрольно-пропускных пунктов в школах, считают авторы исследования. Но и без КПП учреждения среднего образования больше любят формальную коммуникацию: с помощью сайтов, электронного журнала, собраний и пр. Обратная связь часто сведена к минимуму. Хоть и электронный журнал – важная инициатива: родители видят в любой момент ситуацию с учебой своего ребенка, – интерактивная часть, по опросам родителей, используется очень мало.
Материальное положение в семье на частоту контактов со школой влияет мало, а вот уровень образования родителей — больше. Матери и отцы, не имеющие вузовского диплома, в школе появляются реже других. Родители с высшим образованием общаются со школой раз-два в неделю. Причем родители мальчиков разговаривают с учителями чаще, чем родители девочек.
Показатели вовлеченности родителей в образовательный процесс, полученные в исследовании, оказались довольно низкими. Кстати, чаще всего под этим подразумевается безвозмездная помощь школе. Не любят посещать родители родительские собрания и различные мероприятия, организуемые школой. Не всегда удовлетворены они и тем, как школа организует и проводит родительские собрания, конференции, праздники, экскурсии и пр. Количественные данные подтверждают эту картину. Почти половина опрошенных (52%) не оказывали школе безвозмездную помощь.
Источник: Независимая газета
[mailerlite_form form_id=4]