Галина Боброва
В условиях модернизации системы российского образования невозможно развитие детских школ искусств (ДШИ) без инновационной деятельности. Специфика педагогических инноваций заключается в том, что элементами инновации является личность обучающегося или педагога. Кроме того, инновации напрямую зависят от объективных условий в виде социального заказа. И, главное, педагог должен быть психологически готов к принятию и реализации внедряемых инноваций. Применительно к дополнительному образованию инновация означает введение нового в цель, содержание, методы и формы художественного образования, организацию совместной деятельности учителя и обучающегося, организацию художественно-образовательного процесса и управление ДШИ.
Зачастую ошибочно полагают: инновации в системе образования – это принципиально новые или масштабные изменения. Модификации стандартных педагогических приемов и методов так же являются инновациями. Эти нововведения могут быть разработаны непосредственно отдельным педагогом и применяться только в какой-либо группе, а могут быть реализованы педагогическим коллективом.
На базе детской школы искусств им. М.А.Балакирева (г.Казань) состоялся Республиканский семинар «Детская школа искусств как инновационная образовательная площадка». Опытом организации инновационной деятельности ДШИ поделилась директор школы Почетный работник общего образования, Заслуженный учитель РТ Гурьянова Лариса Юрьевна. Об организации учебно-воспитательной работы в условиях инновационной деятельности рассказала заместитель директора по УВР Заббарова Наиля Булатовна. Заведующие отделами и методисты казанской Балакиревки подробно познакомили участников семинара с инновационными технологиями, используемыми в деятельности педагогов школы и механизмами их реализации. Инновации художественно-образовательного процесса ДШИ невозможны без внедрения передовых технологий творческого развития обучающихся, оптимальной адаптации сети образовательных услуг в соответствии с потребностями детей и семьи. Практически каждый выступающий отметил, что в условиях информационного общества, необходима интеграция перспективных инноваций в образовательную систему ДШИ, обобщение и распространение новшеств в режим постоянно действующих инновационных проектов.
За круглым столом участники семинара обменялись мнениями, поделились личным опытом и, подводя итоги, отметили, что, только являясь инновационной образовательной площадкой, современная ДШИ имеет перспективы дальнейшего плодотворного развития. Показателями инновационного развития является, прежде всего, качество предоставляемого художественно-эстетического образования, расширение спектра предоставляемых услуг данного направления, позитивные изменения социокультурного пространства.