Домашние тесты для проверки фонематического слуха
Гораздо легче предупредить нарушения, чем исправлять их. Прежде всего, важно выяснить, как малыш воспринимает и различает звуки. Помогут в этом следующие тесты:
1. Предложим ему повторить слоги: са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа. Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение их проверяется следующим образом: предложите ему, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие. Например, если среди слогов са, ца, ча называют слог ша, ребенок хлопает в ладоши.
Проверим, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу:
- предложим ему выбрать нужную картинку среди: кот – кит, жук — сук; мишка — мышка; коза — коса; лужа — лыжа.
- рассказать о значении слов: «Что такое лужа и что такое лыжа?»
2. Следующий прием позволит выявить степень развития внимания и слуховой памяти. Предложим ребенку повторять:
- сходные слоги: та – да – та, ка – га – га, па – ба – ба, ма – на – на;
- повторять схожие слова: Маша — Даша — каша; тень — день; день — пень; жук — лук — сук — тук.
Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение фонематического слуха.
При несформированных фонематических процессах у детей отмечаются стойкие специфические ошибки на письме и при чтении, не связанные со знанием правил орфографии.
- пропуск гласных и согласных букв (день — «днь», между — «межу»).
- перестановка букв, лишние буквы (лужа — «нулжа»).
- пропуск слогов, лишние слоги (дорожке — «дожке», тишина — «тишинына»).
- замена гласных в ударном положении (задача — «задоча»).
- замена йотированных гласных (идёт — «идют», посёлок — «посялок»).
- замена согласных: свистящих — шипящих (золотистый — «жолотистый»); парных по звонкости — глухости (картофель — «картовель»); сонорных (ржи — «лжи», мебель — «небель»); аффрикатов (птицы — «птичы», цветы — «чветы»).
- обозначение твердости — мягкости согласных на письме гласными (кругом — «крюгом», люди — «луди»).
- обозначение мягкости согласных при помощи буквы мягкий знак «Ь» (васильки — «василки», большие — «бол-шие»).
- недописывание слов (мышка — «мышк»).
- замена слов, искажение слов (мишка — «книжка», лепечут — «требпечут»).
- раздельное и слитное написание слов, предлогов (по лицу — «полицу», столбом — «с толбом»).
Первая часть цикла статей о фонематическом слухе — Что такое фонематический слух и почему его важно развивать у дошкольников
[mailerlite_form form_id=4]