Цель занятия: знакомство старшеклассников с понятием там-менеджмента, его возможностями и приемами.
Задачи:
- познакомить с основными понятиями тайм-менеджмента;
- продемонстрировать возможности организации времени в течение дня с применением методов там-менеджмента;
- дать практические навыки планирования личного времени посредством нескольких техник;
- способствовать продуктивному взаимодействию старшеклассников внутри группы;
- создать условия для развития коммуникативных компетенций учащихся;
- развивать способность анализировать, вычленять частное из общего, креативное и критическое мышление;
- способствовать воспитанию бережного отношения к своему и чужому времени.
Аудитория: учащиеся 9-11 классов, 12-24 человека
Продолжительность: 40-45 минут
Доброе утро! Сегодня у нас пройдет необычный и полезный классный час. Вы будете работать в группах. Чтобы распределиться по ним, у вас будет ровно 30 секунд. За это время вы рассаживаетесь по «цвету» команд. Определителем является браслет, который вы получили при входе в кабинет.
Группировка по командам
— Проверим, насколько команда готова к работе. Педагог делает один хлопок, задача команды повторить синхронно.
— Для начала у меня к вам вопрос «Что в коробке?». (Подсказка: может поместиться и на высокой башне, и на руке).
— Это часы.
Упражнение «Зачем нам часы?»
— Вот мы и подошли к теме нашего классного часа «Тайм-менеджмент, или как использовать время, а не тратить». Сегодня мы с вами узнаем, что такое тайм-менеджмент. Познакомимся с некоторыми его приемами, и попробуем их на практике.
— Предлагаю немного размяться. Для этого попрошу всех вас встать. Сейчас я буду предлагать вам утверждения и 2 варианта ответа. Вам необходимо за 5 секунд принять решение и встать на сторону выбранного ответа.
Упражнение Джеффа:
- Временем можно управлять? (да — нет)
- Кто планирует время? (планирую — не планирую)
- Кто точно знает, сколько времени занимает ДЗ? (знаю – не знаю)
- Кто составляет списки (дел, покупок)? (составляю – не составляю)
- Кто точно может определить время без часов? (могу – не могу)
— Давайте проверим, кто сможет определить с точностью до секунды, сколько времени пройдет. Для этого я установлю таймер, и мы начнем отсчет. Считать будем «про себя». Как только я скажу «Стоп», вы на листах пишите, сколько секунд или минут прошло.
Упражнение «Хронометраж» — 20-25 секунд. Подводим итог, у кого получилось.
— Мы уже с вами проговорили, насколько полезны часы. Попробовали оценить, сколько времени прошло. И каждый из нас понимает, что время – важное составляющее нашей жизни. Вы наверняка слышали термин «тайм-менеджмент». (варианты определения). Итак, Тайм-менеджмент – это управление временем, организация времени; (англ. time management) — технология организации времени и повышения эффективности его использования.
— Прежде, чем поговорим о том, как планировать время, давайте порассуждаем о пожирателях и помощниках времени. Первое, с чего мы начнем, это с анализа, как именно мы используем свое время, и что нам мешает и помогает.
Группа №1 – вам предстоит за 1 минуту обсудить и записать всё те дела, которые в большей мере тратят ваше время. Вы работаете методом Мозгового штурма – предлагаете варианты, и записываете их. Выбрать ключевой – 1 на всех (техника «Тимбилдинг»)
Группа № 2 – вы обсуждаете, какие качества личности помогают и мешают планировать свое время. Вы работаете сначала с другом «по плечу» (1 пара – качества, которые помогают, 2 — мешают). Потом с другом «по лицу» обмениваетесь информацией. (техника «Релли Робин»)
Группа № 3 – вы описываете, что нам может помочь использовать время с пользой. Пишите на листе 1 вариант и передаете другу по часовой стрелке (Техника «Раунд-тэйбл»).
Работа в командах,1 минута.
Называем, вывешиваем листы на доску. Обсуждение.
— Теперь, когда мы понимаем, что в организации времени нам может помешать и помочь, приступим к техникам тайм-менеджмента. Существует довольно много методов и приемов. Сегодня мы с вами познакомимся с 3-мя из них, а остальные вы сможете найти самостоятельно.
Метод 1: Метод «помидора». Данный метод разработал итальянец Франческо Чирилло. В 80-е годы 20 века у итальянских домохозяек стали популярными пластмассовые таймеры, в том числе и в виде помидора. С помощью этого кухонного приспособления женщины отмеряли время приготовления блюд. По мнению психологов, человек, в том числе и взрослый, может концентрироваться не более 25 минут. Вот именно этот временной отрезок Франческо и принял за 1 «помидор» непрерывной работы. После 25 минут работы необходимо сделать перерыв 5-10 минут, который использовать для отдыха. Большой перерыв по этой технике – 20 минут – наступает после 4—«помидоров». Промежуток времени, направленный на работу, может длиться и меньше 25 минут.
Итак, 5 шагов воплощения этой техники в жизнь:
- Определяем и формулируем конкретную задачу (то, чем вы будете заниматься в течение 25 минут).
- Заводим таймер, например, на телефоне.
- Решаем поставленную задачу в течение 25 минут пока таймер не сообщит, что время закончилось. Старайтесь не отвлекаться! Ни на звонки, ни на сообщения в соцсетях. Только работа над поставленной вами задачей.
- После звонка таймера сделайте перерыв 5-10 минут (можете сейчас ответить на звонки или зайти в соцсети). Контролируйте время перерыва. Можете снова использовать таймер.
- Повторите 1-4 пункты 4 раза, после чего сделайте большой перерыв 15-20 минут. Будет хорошо физически размяться, подышать свежим воздухом.
— Что это напоминает? Конечно, школу. Только «помидор» длится 45 минут. Это, конечно, для сохранения концентрации много, именно поэтому учителя чередуют деятельность во время урока.
Педагог звенит в звонок (или срабатывает таймер)
— Представим, что наш 20-минутный «помидор» завершился. Перерыв.
Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто»: педагог называет качества, и люди, которые им обладают, меняются местами.
— Прежде, чем мы познакомимся со вторым методом, прошу вас дополнить примерный список дел, который лежит у вас на столе, своими возможными занятиями. У вас есть 1 минута. Дополняют список дел на день.
Метод 2: «Квадрат Эйзенхауэра». Рассмотрим квадрат Эйзенхауэра более подробно:
- Важные и безотлагательные дела. Внимательно посмотрите на список ваших дел: что бы вы отнесли в эту категорию? Какие ежедневные дела носят безотлагательный и срочный характер? Если вы правильно планируете по методу «Квадрат Эйзенхауэра», то данный сектор будет пуст. В крайнем случае, там может находиться 1 дело.
- Важные, но не очень срочные дела. По мнению Эйзенхауэра, данная категория ежедневных задач является самой важной. Если вовремя поместить в этот сектор задачу и предпринять усилия по ее решению, то это дело не переместиться в сектор важных и безотлагательных. Своевременность заполнения этого сектора дает возможность посвятить делу необходимое количество времени. Если вовремя начать подготовку к ЕГЭ, и делать это регулярно, вы даете себе шанс лучше подготовиться и разобрать моменты, в которых у вас сложности.
- Не очень важные, но срочные дела. В этот сектор определяются задачи, которые мешают вашей эффективной деятельности. Задачи такого типа нельзя откладывать и желательно решать по мере их поступления. Например, починка поломки компьютера или телефона.
- Не срочные и не важные дела. В матрице Эйзенхаэра есть сектор и для таких дел. Это долгие (порой, «пустые») беседы по телефону, просмотр сериалов, соцсетей и т. д. Чаще всего в этом секторе появляются приятные и не очень важные дела. Именно здесь могут отражаться ваши пожиратели времени.
Распределите дела из списка по этой таблице.
А теперь, учитывая приоритеты, которые мы расставили, можем рассмотреть 3-ий метод. Метод 3: Метод «Альпы» — способ списка ежедневных дел, пользуясь определением приоритета каждого из них. Использование данного метода предполагает выполнения 5 шагов:
Шаг 1. Составьте полный список задач на день, включая домашние дела, встречи с друзьями и т.д.;
Шаг 2. Оцените примерное время выполнения каждой задачи в списке;
Шаг 3. Распланируйте свое время в соотношении 60:40, где 60 – это время, которое вы просчитали в пункте 2, а 40 – резервное время (его желательно не задействовать);
Шаг 4. Расставить приоритеты (определите первостепенность и значимость каждого дела). Если есть возможность, перепоручите ряд задач другим. Перепишите список с учетом приоритетов;
Шаг 5. Контролируйте процесс выполнения составленного плана.
Работа с расписанием (самостоятельно). 2 минуты. Обсуждение
— Сегодня мы с вами рассмотрели 3 метода, которые могут помочь вам оптимизировать ваше время. Предлагаю проверить, какие знания вы получили и выводы сделали.
Педагог в произвольном порядке передает Кубик, на сторонах которого 6 заданий:
- Задай вопрос об этом;
- Назови 3 ассоциации с этим;
- Сравни это с чем-либо;
- Назови 3 зрительных образа;
- Какое значение это имеет;
- Назови противоположность этому.
Учащийся подбрасывает кубик и устно выполняет выпавшее задание.
— И напоследок: время удивительно: оно может бежать и тянуться, может давать надежду и лишать нас ее. Для одного известного художника время и часы были вдохновителями. Я говорю о Сальвадоре Дали, чьи картины о времени дают пищу для размышлений. Предлагаю давать названия картинам, которые вы видите на экране.
— Время ценно, и его нужно использовать, а не тратить. Напишите, пожалуйста, на листах, сколько времени сегодняшнего нашего занятия вы провели с пользой. Сколько минут я провел с пользой (пишут на листочках).
— До свидания!
Кадцина Татьяна Александровна, методист МБУДО ЦДТ, г.Лесной
[mailerlite_form form_id=4]