Куклотерапия и биоэнергетика: нетрадиционные методы в помощь педагогу

ПедСовет

Сегодня особое значение имеет определение основных направлений и содержания профилактической работы по предупреждению нарушений речи у детей с ОВЗ.

Ольга Иванова, МБДОУ «Детский сад №23» г. Чебоксары

Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем их впоследствии устранить.

Педагоги придумывают новые методы и приемы стимулирования речи детей и вовлечения их в образовательный процесс. Для этого они пользуются методами здоровьесберегающей направленности, такими как нетрадиционные методы воздействия на развитие ребёнка: акватерапия, куклотерапия, телесноориентированные техники: биоэнергопластика, кинезиологические упражнения, криотерапия.

Акватерапия уже давно и успешно используется в педагогической практике как средство снятия психоэмоционального и физического напряжения.Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Акватерапию активно применяют в коррекционной работе с детьми ОВЗ. При введении акватерапии в логопедическую работу общепринятые логопедические игры и дидактические упражнения были переложены (в прямом и переносном смысле слова) в воду.

Виды игр в воде: пальцевый массаж и игры с предметами, игры на понимание речи и активизацию словаря и т.д.

Куклотерапия– это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтные ситуации в коллективной деятельности.

Особой популярностью пользуется  пальчиковый театр. В нём все герои, сцена и сюжет расположены на «руках-пальчиках». Пальчик-персонаж шевелится, танцует, подпрыгивает, разговаривает. Это лучший тренажер для развития речи, познавательной и эмоциональной сферы ребёнка. Он развивает способность поддерживать диалог и говорить самостоятельно, кроме того игра просто повышает настроение.

Телесноориентированные техники

Весь детский опыт связан с развитием и совершенствованием произвольных движений (одеваться, есть, ходить, играть, и, конечно же, говорить).

Обращая внимание на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических свойств. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и, конечно же, речи.

Биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки, оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Кинезиология давно и успешно используется логопедами  в педагогической практике при коррекции речи у детей.

Криотерапия – одна из наиболее современных нетрадиционных технологий коррекционной педагогики, предполагающая использование игр со льдом с целью развития тактильной чувствительности и возбуждения иннервации мышц тонкой моторики. Тем самым опосредованно происходит вторичная компенсация и развитие моторных центров коры головного мозга. В связи с этим улучшается артикуляционная моторика, произносительные навыки детей и в целом состояние их самостоятельного высказывания.

Криотерапия или контрастная терапия – один из методов, позволяющих производить воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно.

Для того чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда.

Обычно игры со льдом очень нравятся детям, но иногда вызывают опасение у родителей. Поэтому перед использованием этой методики целесообразно побеседовать с родителями ребенка, рассказать им о сущности процедуры, правилах ее проведения, ожидаемом эффекте.

Нетрадиционные технологии, которые мы используем в нашем детском саду, принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей с ОВЗ. На фоне комплексной логопедической помощи, коррекционной дефектологической помощи, нетрадиционные методы, не требуя особых усилий, быстро заинтересовывают детей и их родителей, оптимизируют процесс коррекции речи и способствуют оздоровлению всего организма ребенка, не только речи.

Они проводятся  как в виде самостоятельных занятий, так и индивидуальных и групповых. Упражнения могут выполнятся детьми и их родителями даже дома. Для этого проводятся консультации, мастер- классы, подбирается картотека игр и упражнений, массажный материал для  нетрадиционных технологий при логопедическом воздействии.

Такой подход предусматривает более оптимальную коррекцию речевых  дефектов психических функций, укрепление здоровья детей, через индивидуальный подход к преодолению нарушений. Необходимые условия коррекционной работы: целенаправленность и системность. Эффективность применения нетрадиционных технологий зависит от сочетания с традиционными средствами коррекции. В процессе такого сочетания ребёнок исподволь постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями.

Сложно сказать, научатся ли некоторые из этих детей читать, писать, как в дальнейшем сложится жизнь каждого ребенка, будут ли находиться рядом люди, которые смогут помочь им. Но можно с уверенностью сказать, что дети с ОВЗ очень любят играть и сидеть на занятиях, где педагог использует нетрадиционные технологии стимулирования речи. А вызвать интерес к занятию – это самая первостепенная задача педагога. Важно на каждом этапе обучения и воспитания создавать условия для того, чтобы ребенок обрел уверенность в себе, стал самостоятельным и независимым.

Своевременно проводимая работа по стимулированию речевого развития детейс ОВЗ, начиная с раннего возраста, с помощью традиционных и нетрадиционных технологий воспитателями, педагогами и  родителями значительно сокращает количество детей, страдающих речевыми отклонениями.

Использованная литература:

1.Методика А.А Уманской. (А.В. Гордеева.Реабилитационная педагогика, учебное пособие для ВУЗов, г. Москва, Академический Проект. 2005г)
2. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
3. Мальгавко Н.В. «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми»  Логопед. N1, 2012. 
4.Ткаченко Т.А. Физминутки для развития пальчиковой моторики у дошкольников. 2004г.

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Читайте по теме: