Наталия Вахрамеева, воспитатель подготовительной группы для детей с нарушением зрения МКДОУ д/с №11 г.Еманжелинска Челябинской области
Лето — прекрасная пора и отличная возможность, чтобы отдохнуть, оздоровиться и весело провести время в компании со своими детьми. Разнообразным играм и упражнениям с песком можно научить детей, особенно старших дошкольников. Это поможет им быть самостоятельными , активными.
Самостоятельность старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать без помощи взрослого, в готовности искать ответы на возникающие вопросы. Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, творчества. Самостоятельный ребёнок , который в результате опыта успешной деятельности, подкрепляемой одобрением окружающих, чувствует себя уверенно.
Я хочу поделиться опытом и рассказать вам, как мы научили детей с нарушением зрения подготовительной группы самостоятельно проводить мастер-класс по созданию песочных картин (фресок).
Цель мастер-класса: развивать самостоятельность детей, творческие навыки, логическое мышление, внимание, память, тренировать мелкую моторику
Задачи: развивать зрительно-моторную координацию, закрепить знания о сенсорных эталонах, регулировать мышечное напряжение, учить управлять вдохом, выдохом при работе с трубочками, развивать самостоятельность при проведении мастер-класса.
Материалы: песок сухой и влажный, палочки и трубочки для песка, цветной песок, деревянные рамочки для картин, клей ПВА.
Ход мастер-класса:
(Дети проводят мастер-класс самостоятельно, без помощи взрослых)
Ребенок:
— Добрый день и добрый час! Приглашаем в мастер-класс!
Проходите, не стесняйтесь, к детям присоединяйтесь!
Мы научим вас лепить, строить, из песка творить!
Будете с песком играть и картины создавать!
Я приглашаю вас за первый стол, здесь вас ждут мастера-консультанты, которые научат вас работать с сухим песком. (Участники усаживаются за столы, где на каждого стоят ящички с сухим песком).
Первый мастер-консультант:
— Я хочу научить вас делать песочный дождь, Для этого нужно набрать в ладони песок и тихонько пропускать его через пальцы, получается песочный дождь. (вместе с детьми участки7и выполняют упражнение «Песочный дождь»).
Второй мастер-консультант:
— А теперь я научу вас делать песочный ветер, для этого мы берём трубочки и выдуваем ямки на поверхности песка, дышим так, чтобы песок не попал в трубочку (выполняется упражнение «Песочный ветер»).
Третий мастер-консультант:
— Теперь я приглашаю вас за второй стол, здесь работают мастера-консультанты, которые научат вас работать с влажным песком (участники проходят за стол, на котором для каждого стоят ящички с влажным песком).
Четвертый мастер-консультант:
— Я хочу научить вас работать с влажным песком. На влажном песке у вас нарисованы точки, нужно взять палочки и соединить точки так, чтобы получился рисунок (вместе выполняют упражнение «Соедини точки»).
Я предлагаю вам сейчас закрепить наш мастер-класс.
Песком начнём мы рисовать и фрески будем создавать!
Взрослым рассказывается о том, что такое фреска — техника создания картин по-мокрому. Все участники мастер-класса усаживаются за стол, у каждого есть картон, лежат трафареты рисунков, дети поочерёдно рассказывают гостям методику создания песочных картин:
1.Нанести контур рисунка на картон,
2.Намазать клеем ПВА рисунок,
3.Засыпать детали рисунка цветным песком,
4.Стряхнуть лишний песок,
5.Вставить картину в рамочку.
Каждый из гостей делает свою картину из цветного песка.
Арт-директор:
— Завершили мы сейчас наш песочный мастер-класс!
Это было всё для вас. До свиданья, в добрый час!
Таким образом, использование песочной терапии в работе с детьми позволяет развивать зрительные функции, мелкую моторику, коммуникативные навыки, а также «мануальный» интеллект (т. е. тактильное восприятие). Особо нуждаются в развитии мелкой моторики дети с нарушением зрения , так как хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев в значительной степени компенсируют недостаточность зрения. Поэтому я широко использую в соей практике занятия по песочной терапии.