Конституционный суд запретил включать надбавки за дополнительную работу в состав зарплаты учителя, если она не превышает минимальный размер оплаты труда, пишет Мел.
Прецедент был создан после жалобы учительницы начальных классов из Архангельской области Елены Харюшевой. В 2021 году школа включила выплаты за дополнительную нагрузку педагога в состав ее зарплаты, и Харюшева решила оспорить это решение.
«Выплаты явились доплатой до минимального размера оплаты труда и не компенсировали педагогу затраты за выполнение работы, не входящей непосредственно в ее должностные обязанности», — заметили в высшей судебной инстанции.
При этом местные суды не нашли оснований, чтобы исключить стимулирующие выплаты и компенсации из зарплаты, не превышающей МРОТ, который c 2024 года составляет 19 242 рублей. Областные инстанции решили, что компенсации регулярные, а учительнице платят в соответствии с трудовым договором и положениями об оплате труда в бюджетных учреждениях.
КС напомнил, что право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации предусмотрено Конституцией России, и указал, что нормы закона не позволяют включать в состав зарплаты, не превышающей МРОТ, доплату за выполнение с письменного согласия педагога дополнительной работы, не входящей в его основные должностные обязанности.
«Классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками, руководство методическими объединениями и другие виды работ, а также учебная (преподавательская) работа сверх установленной нормы часов <…> по сути представляют собой разновидности дополнительных работ. Как следует из буквального смысла положений Трудового кодекса РФ, такая дополнительная работа оплачивается отдельно: за ее выполнение предусмотрена доплата, размер которой устанавливается по соглашению сторон трудового договора», — сказано в постановлении Конституционного суда.