Стрекалова Любовь Николаевна, учитель истории и обществознания, руководитель школьного музея «Дорогой отцов — дорогой Героев» МКОУ СОШ № 8 села Приозёрского Левокумского района Ставропольского края
Пришлось по крупицам восстанавливать события школьной жизни времен Великой Отечественной войны.
Первую военную зиму запомнили все. В военные годы школа пережила немало трудностей. Не хватало карандашей, ручек, перьев, учебников. Это, конечно, отрицательно отражалось на учебных занятиях. Несмотря на тяжелые условия, вся работа школы была направлена на помощь фронту. Собирали металлолом, теплые вещи, посылки в Красную армию. Развернулось тимуровское движение. Учащиеся помогали семьям красноармейцев: сидели с маленькими детьми, мыли полы, кололи дрова. С августа 1942 г. по март 1943 годах школа не работала.
Апрель 1943 года. Ещё шла страшная война, и на поле брани гибли солдаты, защищая свой дом,свою родину. А в нашем селе вновь была открыта школа. Школьная пионерская организация к концу 1942 года насчитывала 69 пионеров. Дети жили не детской жизнью с пионерскими походами и кострами, а выполняли ту же изнурительную работу, что и взрослые, добывая пропитание, помогая фронту. Те, кто остался работать в холодной, переполненной школе, несли на своих плечах все тяготы педагогического труда, осложненного военным временем. Учили уроки вдвоём, втроём, а писали на полях газет. Электрического света не было, лишь керосиновые лампы. Вечерами свет зажигали поздно. А свет-то был какой! Керосина не было; наливали в блюдце жир, опускали туда фитиль из ваты и зажигали. Огонёк был маленький, слабенький, сильно коптил. При таком свете ученики учили уроки, много читали вслух. Желание учиться было велико, несмотря на трудности. В помещении сидели в верхней одежде, чернила замерзали, не проводились лабораторные работы. Радио или какие-то другие технические средства информации в школах также отсутствовали.
По воспоминаниям ученицы военных лет Москвичёвой Тамары Яковлевны, от голода ученики и учителя едва досиживали до конца уроков. После уроков ходили помогать колхозу, сушили и перевозили на фермы сено; заготовляли корм. В классах не было никаких наглядных пособий. Дров не было, заготавливали куровник и им топили. Несмотря на войну, многие дети учились, ходили в школу в чем придется..Школа работала, но мало кто учился, все работали, обучение было до 4 класса. Были учебники, а тетрадей не было, дети писали на газетах, старых квитанциях, на любом клочке бумаги, какой нашли. Если человек пять жили рядом, то им давался один учебник, и они все вместе собирались у кого-то одного и читали, готовили домашнее задание. Домашнюю работу выполняли в тетрадях, сделанных из газет (в них писали между строк) или бумажных мешков, которые покупали на базаре. Мешки разрезали, сшивали и линовали. От этого страдала грамотность и каллиграфия учащихся. Чернилами служила сажа из печи. Её разводили водой и наливали в баночку — это были чернила.
Одевались в школу в то, что было, определенной формы не было ни у мальчиков, ни у девочек. Учебный день был короткий, так как нужно было идти на работу. Но великая жажда знаний помогала преодолеть все беды и трудности».
В 1944 году стал работать школьный буфет, но денег на покупку еды у большинства не было. Школа размещалась в двух зданиях: в первом — белом и втором – красном (по цвету камня).
Несмотря на войну, воспитание и обучение детей оставалось главной задачей школы. Уроки физкультуры весной проходили на улице; в холодное время занимались в классе, сдвинув парты. Вместо портфелей были сумки из мешковины или домотканой ткани. Чернила носили в чернильницах-непроливашках или в бутылочках, которые ставили в мешочек.
Военное время отразилось и на самом уроке. На уроках русского языка ученики составляли предложения о войне; на уроках арифметики задачи на военную тему составляли сами учителя. На уроке рисования, когда давалась свободная тема, рисунки были в основном о войне. Рисовали танки, самолеты, корабли.
С мая 1943 г. в школе стали проводится педсоветы. Они расширили полномочия педагогического коллектива, повысили его ответственность за состояние учебно-воспитательной работы. Если раньше зав. школой принимали решения единолично, то с введением педсоветов решения стали приниматься коллективно – каждый учитель мог вносить предложения и получил право решающего голоса. Решения педсовета стали обязательными для администрации. Участие школьников в общественно-полезном труде в помощь фронту выражалось в операции «Колосок»: в период уборки хлебов учащиеся 3-4 классов ежедневно, после уроков ходили за 2 км в поле, в бригаду для подборки колосков, где колхозники вручную жали хлеб и связывали его в снопы. Иногда собирали их 8-10 кг колосков. Но школа выжила, живёт и во все времена будет жить вечно.