Проблема: провокационное поведение ребенка. Часть 1

Прямой диалог

Время прочтения – 1 минута.
В ходе своей работы педагоги часто сталкиваются с таким явлением, как провокации со стороны ребенка. Провокационное поведение ярко проявляется не только в возрасте 12-15 лет, а еще в 1 год, и в 3 года, и в 7 лет. Указанные возраста являются пиковыми для возрастных кризисов ребенка. Во время кризиса происходит взросление ребенка, его переход на новый уровень развития, поэтому ему необходимо «прощупывать» границы дозволенного. Кризис подросткового возраста является наиболее благодатной почвой для провокаций.

Провокации легко охарактеризовать и выявить через призму нарушения каких-либо границ, будь то поведение, внешний вид или особый разговорный язык.

Внутренняя неудовлетворенность провокатора вызывает сильное желание воздействовать на внешний мир, компенсировать неудовлетворенность путем воздействия на другого человека. Например, мальчику нравиться его одноклассница, и нехватка внимания с ее стороны провоцирует в мальчике желание дернуть ее за волосы, отобрать тетрадь. Тем самым он получит внимание, внутреннее удовлетворение потребности. Девочка проявит себя в своих реакциях на его провокации, так мальчик получит информацию о личности интересующей его девочки. Таким образом, провокация заменяет расспросы.

Ошибочно полагать, что провокация приносит выгоду только провокатору. Здесь, как и в конфликте, задействованы обе стороны. Например, педагогу выгодно наличие шутника в классе, так он может перенести ответственность за срыв урока на шутника и потратить время урока на словесные баталии.

Провокацией можно повлиять на ситуацию. Например, Ребенок демонстрирует скуку на уроке, стимулируя учителя применить новые педагогические приемы.

Внешняя среда, например, тишина во время написания контрольной работы, может вызывать у ребенка тревогу из-за негативных ассоциаций. Она может вызывать у него ассоциацию с чем-то недобрым, как «затишье перед бурей». Желание победить тревогу побуждает ребенка нарушать тишину.

Примеры поведения, которое можно отнести к провокационному:

  • Во время обеда в школьной столовой раскидывает столовые приборы, сбрасывает еду на пол. Действия совершаются на виду у всех, в социуме.
  • Подросток бросает в лицо однокласснику его тетрадь, демонстративно сидит за пустой партой без тетради и учебника. Действия активные, целенаправленные и произвольные.
  • Приходит в школу зимой в летних шортах и футболке, нарушает установленные правила и нормы. Действие отличается от типичного, привычного поведения вызовом.
  • Пытается своими комментариями довести учителя или одноклассницу до крика. Действие подводит другого человека к какому-то действию или результату.

Продолжение следует…

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Читайте по теме: