Сейчас же предлагаем вашему вниманию рассказ преподавателя теоретических дисциплин, заведующей теоретическим отделением музыкальной школы Детской школы искусств п. Воротынец Нижегородской области Марии АРАПОВОЙ, мамы четверых детей, самостоятельно обучающей своих старших чад Варю (10 лет) и Илью (8 лет).
Мы долго думали о том, быть или не быть семейному образованию в нашей семье. В этом году решились, и ни о чем не жалеем. Сразу хочу сказать, что причины в пользу выбора заочного образования в нашей семье копились давно. Назову несколько из них.
Мы любим путешествовать. В свои неполных 10 лет дети объехали пол- России. Они общаются с огромным количеством друзей как в России, так и за рубежом.
Мы любим играть. С друзьями, родственниками, друг с другом. Для этого требуется время.
У нас множество интересных занятий, на которые раньше почти не оставалось сил. Дети учатся в музыкальной и художественной школах, имеют разряд по плаванию, занимаются английским языком и шахматами.
Мы любим учиться. Учиться интересно! Нам это занятие нравится все больше и больше.
У нас разные по характеру дети. Они совершенно непредсказуемо реагируют на каждый этап обучения. И мне хотелось контролировать этот процесс.
Как проходит наш день? Уроки начинаются в 7.30, заканчиваются в 11.30, затем обед. Долго одним предметом не занимаемся, занятия постоянно меняются. За день хорошо успеваем поработать в трех направлениях. Дети учатся по учебникам советского времени, но задания даю выборочно. В советских учебниках толково выстроена система правил.
Много используем дополнительного материала из книг, интернета, фильмов. Делаем много поделок. Пользуемся своими таблицами (дети делают таблицу «гамбургер» или «осьминог») по математике, русскому языку, окружающему миру. Делаем гербарии и альбомы с животными и много чего ещё. Английским занимаемся дополнительно у преподавателя, дочка которой учится у меня музыке.
В полдень дети уходят в музыкальную и художественную школы, бассейн, шахматы. Возвращаются в 18-19 часов. Ужинают, играют, готовятся к конкурсам по музыке. В 20 часов они ложатся в кровати и в течение 40 минут слушают аудиокниги. Дети в этом году высыпаются, видимо, поэтому не болеют, слава Богу.
***
Самое сложное – это самоконтроль. Наши дети прекрасно знают свое расписание и занимаются в удобном для них темпе. Мы проходим аттестацию так же, как и другие ученики.
Наши дети уже сейчас понимают, что учеба – это их ответственность. Ответственность в 10 лет? Да! В 10 лет дети могут уже очень многое. Просто современный мир почему-то ставит границы, рамки.
Дети есть дети. Им не хочется делать уроки. Но им очень нравится гулять в зимнем лесу, измеряя температуру воздуха на холме, в низине, на дереве, под деревом. Записывать, анализировать, делать выводы. Самостоятельно.
Мы почти никогда не учим правила. Дети выводят их сами. Компас? Направления? Легко! Перелетные птицы? А это какая часть речи? Просклоняйте ее! Наши старшие дети – погодки, у них очень развит соревновательный дух.
С друзьями общаются по скайпу и письмами. Оторванными от людей они себя не ощущают совсем, потому что у них появилось больше времени для общения.
Для родителей семейное обучение – большая ответственность и еще одна работа. Когда твои дети учатся у тебя, ты сам начинаешь смотреть на многие вещи по-другому. Учишься анализировать, систематизировать. Учишься учиться. Семейное образование – постоянное творчество. Ни один из дней не похож на другой.
Если родители готовы уйти от шаблонов, попробовать новые методы, раскрасить свою жизнь и жизнь своих детей яркими красками, то семейное образование – хороший вариант.
***
Пока в младшей школе проблем не ожидаем, в старшей будет видно. Но возвращаться в школу желания нет.