Илья Демаков на протяжении восьми лет преподает историю, право и обществознание в гимназии № 116 Санкт-Петербурга. До этого он закончил Санкт-Петербургский государственный университет. Кроме того, молодой педагог – выпускник аспирантуры Российской академии наук. Опубликованы более двадцати его научных публикаций по вопросам отечественной истории и методики преподавания социальных наук. Молодой педагог владеет английским, немецким и испанским языками.
Илья участвует в ряде международных образовательных и гуманитарных проектов, в том числе в проекте “Волонтёры Победы”, координирует программы для педагогов в рамках международной инициативы “Школы – партнёры будущего” (Schulen – Partner der Zukunft) и посвящённый толерантности и диалогу культур проект в рамках международной Декады Лютера (Luther Dekade). Кроме того, лучший учитель вот уже два года является тренером российской команды на Форуме молодёжи северных стран (Nordic Youth Meeting).
Предлагаем вашему вниманию выдержки из интервью с этим интересным и незаурядным педагогом.
…пособие – это все-таки дополнительный материал, а дополнений не может быть бесконечное количество. Носитель предметного знания – это учитель. Учебник нужен тогда, когда ученик, например, много болеет и лишен возможности общаться с учителем. Я часто использую материалы различных интернет-ресурсов, российской электронной школы. Они содержат много материалов, которые нравятся ребятам.
На уроке истории роль учебника второстепенна. Но учебник должен быть более или менее однообразным по всем школам и всем регионам нашей страны. Учебников не должно быть избыточно много. Дополнение учителя не должно быть слишком вариативным.
По моему наблюдению, дети не очень-то хотят верить на слово, они хотят знать, как все устроено на самом деле и изнутри. В истории точно так же. За всем, что нас окружает, нужно стремиться увидеть человека – сложного, уникального, но связанного с другими, а в каждой вещи и мысли – жизнь, частью которой они были. Поэтому по-детски прямые вопросы брата: кто, почему, откуда – для меня самые важные.
Работа в школе – это живой диалог. Каждое действие (и бездействие!) ученика и учителя непременно отзывается свежими впечатлениями, новым опытом или переменой в настроении. В школе всё живо и подвижно. Непосредственность и открытость здесь сочетаются с ответственностью. Но главное — в школе всегда есть то, что хорошо получается. А человеку нравится быть там, где он успешен.
Можно в хорошую школу поместить много новой техники, но качество обучения детей никак не изменится. Речь идет об инструментах, которые помогают нам быть оперативнее. Давать информацию в том формате, который привычнее детям.
Государство без идеологии – это очень странное явление. Бояться или отторгать части нашего исторического пути неправильно и ошибочно. Это то, с чем я готов бороться.
Я вместе со своими ребятам много лет веду свой канал на youtube. Это действительно удобно. Кроме того, мне нравится формат блогов, которые сегодня переросли в большой детско-взрослый сайт. Его мы ведём вместе с учениками.
Сегодня бороться с гаджетами и с тем, что дети постоянно находятся в цифровой среде, – это попытки борьбы с будущим. Это неправильно. В то же время это вызов для нас, учителей, который я вижу в том, что мы должны помочь ребятам переосмыслить гаджеты и сеть как инструмент для решения реальных, практических задач.
Сегодняшним детям как никогда раньше не хватает живого человеческого общения. У психологов есть даже такое понятие, как «гаджет-разлучник» – когда в семье не только сам ребёнок находится в цифровой среде, но и его родители.
Поэтому то время, которое отведено учителю для живого общения с ребенком (это наша внеурочная деятельность), должно быть, прежде всего, временем, когда ребёнок будет услышан, когда он сможет говорить, когда ребята будут слышать друг друга и учителя. Школа должна быть пространством, где ребёнка понимают и принимают. Тогда будет интерес и к предметному содержанию, и к образованию в целом.
Дело в том, что у всех детей по-разному выстроены барьеры, которые им мешают находиться в диалоге с учителем, собой и предметом. Поэтому важно создавать такие формы работы, которые бы эти психологические барьеры убирали. У кого-то этот барьер исчезает на театральной сцене, и тогда важно вывести ребёнка на эту сцену, в комфортных для него условиях – и он включится, раскроется. Это будет его ситуация успеха. Для кого-то это просто свободный разговор о любимом писателе, любимом фильме.
Главная идеологическая нагрузка на уроках истории заключается в том, что это уроки о человеке, человеческом измерении вокруг нас. То есть это своего рода уроки про чувство локтя. На мой взгляд, идеологическая задача – помочь ребёнку принять самого себя, быть принятым в коллективе, в семье. Уверен, что так будет всегда.
При подготовке текста использованы материалы сайтов https://78.ru/, https://russian.rt.com/, http://demakov.spb.ru/ https://www.fontanka.ru, https://www.kp.ru/
Фото: http://профсоюзобразования.рф
[mailerlite_form form_id=4]