Чашка терпения

Лучшие материалы школьных СМИ

Статья Анны Ермошиной заняла 2 место на конкурсе школьных СМИ «Будущее журналистики».

Этим летом я решила подзаработать денег — устроилась в местный ресторан на должность официанта. О том, как мне пришлось несколько месяцев лавировать между недовольными клиентами и подогревать Гаспачо, вы можете прочитать прямо сейчас.

От официанта требуют огромного терпения и отличной стрессоустойчивости: гостю абсолютно всё равно, как долго я крутила салфетки, натирала приборы, чистила диваны от пятен и волос, наполняла сахарницы и убирала столы.

Смотрели же фильм «Красотка» с Джулией Робертс и Ричардом Гиром в главных ролях. Помните, как персонажи ленты заходят в магазин, и герой Гира произносит: «Облизывайте нас»? Вот примерно этого и требуют от официантов, потому что гость всегда прав. А если он не прав, то, запомни, он всё равно прав.

***

— Девушка, почему мой эспрессо горький? — спрашивает меня гость с недоумением.

Надо отдать должное, клиент вполне образован: эспрессо у него всё-таки имеет явный половой признак — мужской.

Легкая улыбка на лице, приветливый взгляд. На автомате отвечаю:

— В основу этого напитка входит большая порция зёрен, не разбавленных водой или молоком, поэтому такой вкус. Если вы хотите не такой горький, то могу вам предложить американо.

После такого блестящего ответа я в полной уверенности жду от него фразы типа: «Понятно» или «Лучше можно ещё сахар?», но мне парируют:

— Странно… Наверное, вы просто не умеете его делать.

А потом он просто ушёл. Интересно, сколько заведений этот гость уже сменил?

***

Дети — бич и страх любого официанта. Сначала ты усердно убираешь игровую зону: всё вымываешь (да, через две недели я уже смирилась с тем, что надо выполнять и функцию уборщика), собираешь железную дорогу, красиво расставляешь игрушки… А потом они, те самые дети, не разуваясь, начинают всё портить.

Это как ножом по сердцу. Сразу появляется какая-то обида, думаешь: «Ну всё, больше не буду ничего убирать. Смысл? Через минуту всё превращается в кавардак!»

И снова на лице улыбка. Надо принимать у родителей этих «цветов жизни» заказ.

Дети наигрались, бегут есть. И вот на столе появляется гора салфеток, потому что кто-то из ребятни пролил морс.

За время работы заметила такую тенденцию: почему-то большинство людей любят сами устранять проблемы, но можно позвать официанта и попросить, чтобы он сразу всё сам убрал. Поверьте, так будет намного лучше и вам, клиентам заведения (потому что салфетками вытирать тот же морс со стола — крайне неэффективно), и нам, официантам (стол не успеет стать липким, потому что мы сразу же устраним недостатки).

После семейных посиделок уходит очень много времени на уборку. Но, надо отдать должное, такие клиенты оставляют неплохие чаевые, после которых ты прощаешь их «цветам жизни» абсолютно все проказы.

***

— Почему суп Гаспачо такой холодный? — спрашивает гость с таким лицом, как будто я сама это блюдо готовила и забыла его подогреть.

— Это летний итальянский суп, он всегда подаётся холодным.

— Где вы видели вообще холодные СУПЫ?

— В Италии… Если вам не нравится, то можем подогреть, — произношу, пытаюсь в этот момент не засмеяться.

— Вы что, правда, в Италии были? Верится с трудом, но давайте! И приносите, пожалуйста, в следующий раз горячие супы.

Интересно, а окрошку этот клиент тоже только в горячем виде ест?

***

Чаевые — то, ради чего мы готовы терпеть, но их нестабильность часто вводит в ступор.

Ты никогда не сможешь предугадать: оставит ли гость тебе что-то. Можешь идеально его обслуживать, во время подавать все блюда и вежливо общаться с клиентами, но чаевых на выходе — абсолютный ноль. В такие моменты мне всегда хочется просто понять: чем руководствуется человек, когда ничего не оставляет.

У меня были случаи, что я вообще не старалась: была в плохом настроении, отвечала на вопросы гостей односложно, да и еду клиентам долго ждать приходилось. А потом они уходили и оставляли по 500 рублей (!) чаевых!

За что мне оставили такую сумму? Тоже было совсем не понятно.

Все посетители неоднозначны. Кто-то может сидеть с пакетами самых дорогих брендов, заказывать дорогие блюда и не оставить при этом даже мелочи, а кто-то скромно заказать чай с круассаном и порадовать чаевыми.

Уже потом коллеги, чей стаж давно перевалил за «два месяца», объяснили мне всю эту систему: количество оставленных денег зависит от того, насколько посетитель уважает профессию официанта.

Бывает, когда постояльцы оставляют одному и тому же официанту определенную сумму, а если их обсуживает кто-то другой — ни гроша.

Объяснений от меня не дождётесь. Я так и не поняла, какой принцип тут работает. Скорее всего, обычная симпатия.

***

Если бы я сама не проработала всё лето официантом, то уж в эту историю никогда бы не поверила.

— На картинке нарисовано, что в салате пять креветок, а мне принесли четыре, с ноткой возмущения произносит дама лет сорока.

— В салат положено добавлять 70 грамм креветок. Порой количество может варьироваться от размера каждой из них, — уверенно отвечаю.

— Странное объяснение. Вы просто обманываете людей, забирая эти креветки себе домой! Позовите администратора.

В голове, конечно, проносится: «Почему вы все настолько тупые?». Но если я произнесу это вслух, то получу кучу проблем с администрацией, мне выпишут штраф и, возможно, даже уволят.

Администратор успокоил гостью, предложил новую порцию салата. Когда я несла блюдо повторно, мне хотелось этот салат ей на голову вывалить.

***

Бизнес-ланчи — самые омерзительные часы. С ними могут сравниться только вечера выходных и дни, когда на улице мерзкая погода (природные условия очень сильно влияют на настроение людей: в дождь и слякоть улыбчивых клиентов почти нет — все хмурые, не знаешь с какой стороны к ним подойти).

Ты заходишь в зал, а там нет свободных мест. Вот они — наши голодные клиенты.

Тут-то и начинается беготня с сумасшедшим лицом: нас мало, а их много. Они ждут, а мы абсолютно ничего не успеваем.

В такие часы блокнот и ручка — твои лучшие друзья: запомнить все заказы просто нереально. К тому же офисный планктон заказывает блюда из специального меню по бизнес-ланчу: в голове каша, потому что почти все выбирают одинаковые ланчи.

Бывает, что официанты ошибаются и приносят не то блюдо. Тогда сумму этого продукта вычитают из нашей зарплаты.

У меня были ситуации, когда клиенты сами путали названия блюд или напитков. Отказывались платить и требовали, к примеру, вместо бургера принести кесадию. В такие ситуации мне было обиднее больше всего: почему я должна платить за ошибки клиентов? Но приходилось молчать. Все мы помним, кто здесь «прав».

Конечно, есть определённые правила подачи блюд. Они стандартны везде: салат — суп — горячее. Тут главное следить за гостем: доел салат, забираешь грязную посуду и только тогда можно выносить суп.

Во время ланча почти никто не оставляет чаевых. Хотя мне до сих пор кажется, что похвалить официанта в эти часы намного важнее, чем в моменты, когда зал полупустой.

Ланчи и вечера выходных мы называем просто — запары. Во время запар может случиться абсолютно всё. Часто у нас заканчивалась чистая посуда. Почти каждый день кто-нибудь из официантов разбивал посуду. В таких случаях мы делали максимально серьезный вид, дабы показать гостям, что это в нашей работе нормально, и это совсем не значит, что у нас руки растут не из того места.

Вечерние будни — самое любимое наше время. Гостей приходит не так много. И они ко всему относятся иначе: более расслабленно. Оно и понятно: раздражающих факторов почти нет: спешка, полный зал людей, шум.

***

Гость может захотеть блюдо с любым количеством соли, сахара и других добавок. Из-за этого у нас часто возникают ссоры с поварами.

— Можете, пожалуйста, добавить больше соуса? Гость говорит, что блюдо почти не заправлено, — захожу я на кухню.

— Положено столько соуса, если что-то не нравится, то пусть идёт в Макдональдс! — злится повар.

— Гость ждет. Добавьте, пожалуйста. Иначе потом он нам всем мозги вынесет.

Повар обречённо добавляет в блюдо соус.

***

Я могу долго рассказывать о том, как я уставала на своей работе, как у меня вечерами гудели ноги, а голова требовала тишины. Причём полной. Но знаете, есть в этой работе и большой плюс. Я давно хотела заняться фитнесом, но у меня не было денег. Теперь деньги есть (я же получала не только чаевые, но и зарплату), но на фитнес я тратить их не буду. За время работы я «намотала» столько кругов, что все лишние калории сами убежали.


[mailerlite_form form_id=4]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Читайте по теме: