МОСКВА, 16 июн — РИА Новости. Российским вузам надо готовиться к тому, что осенний семестр, возможно, придется провести в дистанционном формате, считает вице-премьер РФ Татьяна Голикова. В аналогичной ситуации сейчас находятся университеты подавляющего большинства стран. О том, какие меры принимают вузы всего мира, адаптируясь к пост-вирусной реальности, читайте в новом материале РИА Новости.
В связи с пандемией COVID-19 с марта по июнь 2020 года учебная и исследовательская активность практически во всех вузах мира ограничивалась возможностями удаленного доступа. Были закрыты почти все лаборатории, библиотеки и другие публичные пространства.
Как минимум до августа останутся под запретом все массовые мероприятия, и даже церемонии вручения дипломов во многих университетах будут отложены или пройдут онлайн. С конца мая многие вузы приступили к масштабной подготовке персонала и кампусов для следующего учебного года, который принесет много новшеств.
Строгие рамки
Несмотря на то, что эпидемиологическая ситуация в некоторых странах налаживается, соблюдение норм гигиены и социальной дистанции остается максимально строгим требованием во всем мире.
Успех в борьбе с вирусом, как считает, например, руководство Токийского университета, возможен только в том случае, если устранить из жизни вуза три фактора: работу в закрытых помещениях, скопления людей и близкий физический контакт между ними.
Согласно регламенту большинства вузов, безопасным считается контакт с расстояния около двух метров. По правилам Швейцарской высшей технической школы для восстановления работы лабораторий потребуется реорганизовать пространство так, чтобы на одного человека приходилось минимум 10 м2. Антисептические препараты, перчатки и маски останутся ежедневной необходимостью.
Укреплению новых гигиенических норм уделяется большое внимание. Многие университеты, как, например, Стенфордский, запустили онлайн-тренинги по подготовке персонала к работе в новых санитарных условиях. Только пройдя этот курс, можно будет вернуться в кампус.
Наряду с тестами на коронавирус и бесконтактными термометрами другим важным средством борьбы с распространением инфекции, внедряемым в университетский быт, являются системы мониторинга наподобие сингапурского SafeEntry или оксфордского Health Check. Они позволяют отслеживать состояние персонала и регулировать доступ в кампус в зависимости от показателей.
Кроме того, многие вузы, такие как сингапурский NUS, ввели на своей территории систему зонирования, предполагающую дополнительный пропускной режим внутри кампуса. Также персонал NUS использует приложение TraceTogether, контролирующее контакты между людьми. Подобные приложение активно тестируются и в других университетах, например, в Швейцарской высшей технической школе.
Борьба за жизнь и качество
Летние месяцы во всех вузах мира будут посвящены переформатированию привычек в соответствии с требованиями эпидемиологов. Цели этой подготовки – предотвратить возвращение вируса в кампус и создать условия для безболезненной адаптации к новому карантину, возможному в случае обострения эпидемии.
К сегодняшнему дню многие университеты разработали маршрут постепенного возвращения к полноценной работе. Однако, как считает руководство ведущих вузов разных стран, прежним современный университет уже не будет: эпоха COVID-19 навязывает «новую нормальность», в рамках которой академическому сообществу придется привыкать жить по-другому. По крайней мере – пока не будет создана вакцина.
Для того чтобы облегчить этот процесс, многие университеты создали рабочие группы, планирующие режим жизни университета и его облик в новом учебном году. Некоторые крупные вузы – например, американский MIT – привлекают к этой работе студентов и преподавателей.
Руководство большинства вузов надеется, что эпидемиологическая ситуация позволит с сентября вернуть в расписание очные занятия в небольших группах. Спрогнозировать развитие эпидемии пока трудно, отмечают эксперты, поэтому вузы моделируют разные сценарии осеннего семестра – как тотальный онлайн, так и сочетание очных и дистанционных форматов.
Кембриджский университет уже принял решение, что как минимум до лета 2021 года все лекции по-прежнему будут проходить исключительно онлайн – вероятно, как и в подавляющем большинстве других университетов мира.
В американских вузах, по сообщению CNN, наиболее вероятным моментом наступления второй волны коронавируса считают конец 2020 года. Специалисты опасаются, что возвращение COVID-19 усилится сезонным обострением обычного гриппа.
В этой связи уже сейчас многие университеты объявили, что переведут обучение в интернет после Дня благодарения, 26 ноября. В некоторых университетах, как, например, в Йельском, даже отменят октябрьские каникулы – чтобы успеть провести как можно больше очных занятий.
Новые проблемы и новые решения
Весенний семестр, превратившийся во всем мире в массовые испытания дистанционных форматов, заставил академическое сообщество переосмыслить доступный арсенал новых образовательных технологий.
Практически все ведущие мировые вузы запустили курсы или виртуальные центры поддержки студентов и преподавателей, испытывающих трудности в адаптации к онлайн-образованию. Подобные базы методической информации помогают освоить новые платформы и выстроить продуктивное взаимодействие несмотря на все издержки «удаленки» – как, например, программа, запущенная в Стенфорде.
Во многих странах на время эпидемии предусмотрена также материальная поддержка студентов. К примеру, Токийский или Сорбоннский университеты не только ввели возможность выплат тем, кто оказался в тяжелой финансовой ситуации, но и готовы обеспечить учащихся широкополосным интернетом, электронными учебными ресурсами и необходимыми гаджетами.
Возможность провести первый курс в интернете неприятна многим абитуриентам, поэтому с началом эпидемии новую актуальность приобретает традиция брать «gap year», то есть приступать к учебе в университете спустя год после окончания школы и зачисления. Как сообщает агентство QS, в США и Англии это популярная и легко реализуемая опция. Тем не менее ряд университетов, в числе которых и Оксфорд, уже заявили, что не рассматривают простое недовольство онлайн-преподаванием как уважительную причину для такого отпуска.
Несмотря на трансформации, в вузах большинства стран сохранится полная оплата за обучение. При этом, по данным агентства QS, 75% студентов и абитуриентов, намеренных учиться за границей, считают, что плата за обучение должна быть снижена при переходе в онлайн. Однако лишь два университета из топ-100 в мире пошли на это, а всего таких вузов — несколько десятков.
При этом, по данным того же агентства, 61% иностранных студентов оказались довольны качеством дистанционных курсов.
Некоторые специалисты опасаются, что пандемия может серьезно сказаться на объемах международного обмена студентами. По сообщению ВВС, только английские вузы могут недосчитаться около 14000 иностранных студентов в будущем учебном году.
Хотя часть международных академических программ уже приостановлена, большинство вузов оказывает поддержку своим иностранным студентам, например, обеспечивая продление визы. Некоторые вузы, в частности, Колумбийский университет в США, как сообщает QS, заявили о предоставлении виз иностранным студентам даже в случае, если учеба в следующем семестре будет проходить только дистанционно.
В связи с распространением коронавирусной инфекции российские вузы ушли на внеочередные каникулы 28 марта, а с 5 апреля обучение в них проходило только онлайн.
Учебный год для российских студентов закончится в первой половине июля, заявил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков на совещании о ситуации в системе образование в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.
Позже в эфире Первого канала министр сообщил, что абитуриенты смогут подать заявления в вузы с 20 июня по 17 августа.
В ходе прямой линии с Валерием Фальковым 5 июня было сообщено о создании рабочей группы Минобрнауки, которая займется вопросами организации учебного процесса в условиях коронавируса.