Война… Это слово ассоциируется с чем-то страшным и жутким. Мы никогда не видели войны, но знаем о ней из книг, рассказов, фильмов, новостей. Всё это волнует нас до глубины души. А люди, жившие во время войны, что с ними? Они жили, сражались и пронесли боль войны через всю свою жизнь. Мало осталось тех, кто прошёл эти страшные мучения, но память о них жива всегда.
Прошло уже более семи десятилетий с того памятного июньского утра, когда случилось то, что не только потрясло мир, но и радикально изменило судьбы нескольких поколений. Всё дальше и дальше неумолимое время уносит нас от этой трагедии. Мы преклоняемся перед теми, кто жил и боролся в то время на фронте и в тылу, кто просто рос и взрослел не по годам. Чёрной полосой эта война прошла по всем городам и весям нашей страны.
Для нашей семьи война началась в первые дни мобилизации. Отец нашего деда по маминой линии, наш прадед Платов Федор Иванович, 1903 г .р. (фото 1), трудился до войны в снабжении речного пароходства, высокий красивый мужчина, жил по средствам, в то время новое пальто могло стать трагедией для всей семьи.
Деду было 8 лет, когда его отца призвали на фронт. Он до сих пор помнит, как пацаненком пас скотину с приятелями на полях сегодняшнего Козицкого поселка, и за ним прибежала бабушка, чтобы он попрощался с отцом. Сначала всех держали на сборном пункте в лагере поселка Светлый, и дед с матерью ходили пешком из города, носили еду и вещи. А потом на станции провожали всех на фронт в больших вагонах, многие плакали, но все надеялись на скорую победу и возвращение.
Прадед воевал под Ленинградом рядовым в 864-м стрелковом полку 189-й стрелковой дивизии, три года таскал артиллерийские орудия по болотам и топям Прибалтики, везло ему. До войны мучился радикулитом, призвали сразу после болезни, а на фронте за все время и не вспомнил про боли в спине, такое напряжение и организация человека в экстремальных условиях не давли возможности для слабости духа и тела.
Мы мало знаем о боевых заслугах прадеда. Скромный и тихий человек ничем особым не выделялся, выполнял свой долг без лишней удали, стойко переносил все тяготы и невзгоды обороны Ленинграда, держа свой участок надежно и долго, пока при прорыве блокады в боях под д. Мустайиэ в Эстонии не был тяжело ранен. Он умер в госпитале от ран 16.02.1944. Похоронен там же.
И только сейчас мы узнали о его подвиге из Общедоступного электронного банка документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Наш прадед, «наводчик батареи пушек Платов Федор Иванович обнаружил на левом берегу реки Луга два вражеских пулемета и уничтожил их вместе с прислугой и повозками», за что приказом командира полка №08/н от 24 февраля 1944 г. награжден медалью «За отвагу» (см. приложение 1). Каково нашему деду было сегодня получить привет от своего отца с фронта!
Мы нашли в интернете, что в этом населенном пункте есть военный мемориал, он стоит в туристических маршрутах Эстонии, значит, местные власти уделяют внимание памяти погибших бойцов.
Мы предлагали деду обратиться к губернатору Омской области по программе посещения родственниками военных захоронений, но он боится, что это теперь за границей, да и возраст уже за 80 лет, хотя дед наш старой закалки, крепкий, и пользуется большим авторитетом в своем доме и дворе. Он, ребенок войны, остался сиротой, т. к. мать не вынесла гибели мужа, слегла, долго болела и умерла в 1946 году.
С лихвой хватило подростку 10-12 лет, но он до сих пор тепло вспоминает свое пионерское детство, школу, Дом пионеров в сквере Пионеров, где сейчас в центре города стоит Успенский собор. Здесь детям фронтовиков давали обеды, подарки на праздники, талоны на продукты от организации, где работал отец, одежду из американской благотворительной помощи (ленд-лиз), путевки в пионерский лагерь в Чернолучье.
Дед не потерялся в жизни, после школы-семилетки устроился на агрегатный завод, где и проработал 40 с лишним лет, он ударник всех пятилеток, рационализатор, имеет патенты на технические приспособления, мастер-“золотые руки”. Он очень хочет, чтобы кто-то из внуков тоже работал на заводе, в большом трудовом коллективе.
Я, старший внук Александр, работаю оператором станков с программным управлением на ОАО «Сибирские приборы и системы» Министерства обороны РФ и учусь на вечернем отделении ФГБОУ ВПО «Омский государственный технический университет», надеюсь продолжить трудовые традиции семьи.
Имя прадеда вписано в Книгу памяти Омской области вместе с его родным братом Платовым Иваном Ивановичем, 1918 г. р., который погиб в начале войны под Москвой. Неподготовленные части, наспех мобилизованные, плохо вооруженные не могли противостоять сильному и коварному противнику в начале войны.
У другого нашего прадеда, маминого деда, Перова Ивана Филипповича, тоже была нелегкая судьба. До войны жил он со своей семьей, женой и тремя детьми в Новосибирской области в Мошковском районе и работал на железнодорожной станции стрелочником-обходчиком. В 1937 г. его арестовали в подозрении во вредительстве, как и многих, посадили в тюрьму, а потом и в лагерь в Красноярском крае, где он пробыл несколько лет.
В конце 1943 года его жене пришло письмо от руководства лагеря забрать его больного домой умирать. Прабабушка на лошадях привезла его домой за сотни километров, это сегодня даже представить трудно, как женщина отважилась на такое.
Дома она парила его в бочке с хвоей и соломой, лечила, как могла в деревне, старалась и поставила на ноги. Потом всю жизнь каялась, что сильно старалась. В мае 1944 его забрали на фронт, и в августе он погиб под Ленинградом в д. Чернышево на границе с Литвой, так и не узнав, что у него родилась в декабре дочь – наша двоюродная бабушка Люба (приложение 2).
Прабабушка в войну работала на ферме, и однажды случилось несчастье, бык в ее дежурство провалился в силосную яму. Боясь, что ее арестуют за вредительство, как и мужа, и дети останутся сиротами, она одна смогла вытащить этого быка из ямы, надорвалась, болела. Это еще раз говорит о необычайных возможностях человека в экстремальных ситуациях. А Ванечку своего всю жизнь вспоминала с теплотой и нежностью до конца дней и умерла в 93 года.
Есть герои, которые были на виду, сражаясь на фронтах Великой Отечественной, и были те люди, которые день за днем приближали победу тяжелым трудом в тылу, вечная им слава!
У папы в семье тоже несколько фронтовиков. Дед, наш прадед, Тимофеев Алексей Григорьевич, 1900 г. р. (фото 2), ушел на фронт в 1941 г., и всю войну сражался на Карельском фронте сапером. Был награжден медалью «За боевые заслуги», «За освобождение Советского Заполярья». Так получилось, что повезло ему вернуться домой целым и невредимым, как и его сыну, папиному дяде.
Тимофеев Александр Алексеевич, 1921 г. р. (фото 3), с первых дней войны был на фронте. В конце июня полк, где он служил, стоял в лагерях под Горьким. В то последнее мирное воскресенье Александр дневалил по своей роте связи. Из летнего театра доносилась музыка. День выдался чудесный, солнечный. А утром – война.
Поднятый по тревоге полк погрузился в железнодорожный эшелон и без остановок двинулся к фронту. Выгрузились в Орше и сразу попали под бомбежку. И, хотя фашисты имели больше танков и самолетов, одолеть наших не могли. Тогда наш двоюродный дед первый раз был ранен. Пуля задела кость правой ноги. Лежал в госпитале, а через два месяца попал в сибирский лыжный батальон. До изнеможения тренировались, учились ходить на лыжах на много километров.
Вскоре их обмундировали во все новенькое, теплое, выдали автоматы. Полк вошел в состав 360-й стрелковой дивизии, которая сменила на позициях легендарных панфиловцев под Москвой. Их лыжный батальон вводили после прорыва в бреши вражеской обороны. Одетые в маскхалаты, стремительные и неуловимые, хорошо обученные автоматчики-лыжники наводили ужас на фашистов своим внезапным появлением.
Немало штабов и боевой техники уничтожили они. В феврале сорок второго Тимофеева А.А. ранило второй раз, но он отказался ехать в госпиталь, т. к. наши войска погнали гитлеровцев от Москвы, и он хотел остаться на передовой.
В мае 1942 г. с группой из семи человек Тимофеева направили за линию фронта для связи с партизанами. Это было на Витебщине. Их группа вместе с партизанами участвовала в двух боевых операциях. После установления связи партизаны получали боеприпасы, передавали ценную информацию о передвижении вражеских войск. Затем всех участников рейда направили в Новгород, в Волынское пехотное училище. Но закончить его не удалось. Через три месяца курсантов бросили на прорыв блокады Ленинграда. Здесь Тимофеев был ранен третий раз. Подлечился в госпитале и попал в Лепельское пехотное училище. Выпустили младшим лейтенантом, командиром пулеметного взвода. Воевал в составе третьего Белорусского фронта. В бою под городом Сморонь его взвод из 14 человек не только отбил все контратаки фашистов, но и затем в стремительном наступлении взял в плен 64 гитлеровца.
За этот бой и за форсирование Немана Тимофеев А.А. был награжден орденом Красной Звезды (приложение 3). Затем освобождал Вильнюс, Каунас, воевал в Восточной Пруссии, штурмовал Кенигсберг. Там же встретил день Победы. После войны был комендантом г. Каунас, куда вызвал из глухой сибирской деревни своих родных малолетних сестру и брата, нашего дедушку – папиного папу Тимофеева Николая Алексеевича, чтобы не умерли с голо
ду.
Там в Каунасе дед учился в суворовском училище и закончил его (фото 4). А Тимофеев А. А. продолжил потом службу в органах МВД, жил на Сахалине, был кавалером восьми правительственных наград, умер в 1987 г.
Если окинуть каким-то всевидящим оком большую историю Великой Отечественной войны, сколько героических и трагических историй, судеб можно было бы увидеть, узнать. Может, где-то там под Ленинградом и встречались в соседних окопах наши дедушка и прадедушка: связист-разведчик Тимофеев А. А. и артиллерист Перов И. А.
Это удивительно, какие подвиги ежедневно, ежечасно совершал человек, сколько героизма и стойкости требовало от него то время, тот период жизни страны, всего народа. Люди, пережившие военные годы, поколение фронтовиков, уходят и уносят с собой огромный пласт истории человечества. Следом идут дети войны, которым еще не уделено все заслуженное ими внимание и уважение общества.
А мы, внуки и правнуки, по мере своих возможностей и уровня осознания величия подвига советского и российского народа, частичкой которого были и наши родственники, должны подхватить эстафету поколений и достойно пронести ее во имя нашей великой Родины. Наша память — залог того, что в мире будут знать и помнить великий подвиг наших предков.
Неслучайно, наверное, мой брат, Тимофеев Артем, окончил Омский кадетский корпус и учится сейчас в военной академии в Москве. Во время учебы кадеты выезжают в учебно-полевой лагерь, в тот самый поселок Светлый, как раз на то место, где находился сборный пункт в 1941 г., в честь которого в лагере установлен памятник.
В одно из посещений к внуку приехал дед Платов Владимир Федорович, и мы вместе возложили цветы к мемориалу в память о нашем прадеде – Платове Федоре Ивановиче (фото 5).
Я, Александр, уже отслужил в войсках связи, как и мой двоюродный дед Тимофеев Александр Алексеевич, наверное, родители назвали меня в честь нашего боевого родственника.
В нашей семье всегда был культ военной истории. Папа много знает о великих полководцах, битвах и сражениях, в книжном шкафу стоят мемуары Жукова, Конева, Вершигоры и другие книги о войне. Мы с братом в детстве, когда смотрели военные фильмы, надевали каски, танкистские шлемы, вооружались игрушечными пистолетами и автоматами, из стульев сооружали укрытия и отстреливались от наступающих фашистов, кричали «Ура!» вместе с нашими солдатами в атаке, смеялись над Гитлером и его генералами.
Жаль, что сейчас многие мальчишки знакомятся с историей только в компьютерных играх, где нет таких понятий, как человеческий подвиг и патриотизм. Новые фильмы о войне в угоду современным технологиям и в погоне за славой теряют настоящего зрителя – очевидца тех событий, их детей. Для них кино «экшн» — полуправда, и только семейные традиции и реликвии сохраняют реально дух того времени и память о предках. В них единство поколений и связь времен.
Приложения
Приказ о награждении Платова Федора
[mailerlite_form form_id=4]