«Проект порядка устанавливает новые правила отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, имеющих государственную аккредитацию, — говорится в пояснительной записке к документу. — Выборочная экспертиза учебных пособий будет носить государственный характер, а ее проведение будет возложено на подведомственную министерству организацию. Изменения позволяют повысить уровень ответственности экспертов и объективности выводов, существенно снизив риски включения организаций, выпускающих некачественные учебные пособия, в перечень».
Согласно проекту, пишет «Российская газета», заявления от издателей о приеме в перечень организаций, выпускающих школьные учебные пособия, Министерство просвещения будет принимать не реже одного раза в четыре года. При этом информация о сроках приема будет публиковаться на сайте ведомства не позднее, чем за два месяца до его начала.
Организация должна будет предоставить в министерство список всех своих учебных пособий, которые были изданы за последние пять лет.
Если все документы поданы верно, и учебники издательства уже включены в федеральный перечень учебников, то оно автоматически попадает в одобренный список организаций, выпускающих учебные пособия.
Если же у издательства нет учебников в перечне, то проводится выборочная экспертиза. В ходе экспертизы проверяют около пяти процентов от всех учебных пособий. Эксперты должны иметь ученую степень или ученое звание, а также стаж педагогической деятельности не менее 10 лет.
Один из критериев, по которым будут оценивать учебное пособие, – отсутствие ошибок и опечаток, а также недостоверных и научно неподтвержденных фактов. В пособиях не должно быть информации, побуждающей к асоциальному поведению, оправдывающей насилие, отрицающей семейные ценности и формирующей неуважительное отношение к родителям.
Среди обязательных условий: структурированность и логичность в изложении предметного материала; разнообразие видов текстовой информации, иллюстраций, материалов, представленных в графическом и табличном виде; изложение с учетом возрастных особенностей психофизиологического развития обучающихся; правильность отображения государственной границы России.
На основе заключений экспертов Научно-методический совет по учебникам при Минпросвещения решает: включить заявителя в перечень организаций, издающих школьные учебные пособия, или нет.