Евгения Белая, учащаяся 5 класса МОУ «Майская школа» Джанкойского района Республики Крым
И все эти годы мы живем под мирным небом. За мирное небо над землей, за счастье трудиться, учиться и жить, мы благодарны нашим ветеранам войны, в числе которых учителя, прошедшие суровые огненные дороги войны и посвятившие всю свою оставшуюся жизнь ученикам и школе. Это люди, у которых самая мирная на свете профессия, несущая людям свет, радость, счастье. Это люди, благодаря которым стала возможна Великая Победа в Великой Войне!
У нас принято говорить о героях. А разве не подвиг – жизнь простой русской женщины, которая прошла через смертоносную войну, а потом изо дня в день трудилась. Таким людям не ставят бюсты на родине, не открывают мемориальные доски на домах, где они жили и живут, не называют улиц их именами, потому что таких людей миллионы. Именно на них держится и будет держаться Россия.
Немногие из ветеранов дожили до этого дня. И среди них моя двоюродная прабабушка – Шепель (Свергун) Мария Павловна. После школы стараюсь чаще её навещать. Вот в очередной раз я иду навестить её и пообщаться. Подхожу к небольшому старому дому с маленькими окнами, где на стене висит дощечка с надписью: «Здесь живет ветеран ВОВ».
Прабабушке Маше исполнилось девяносто семь лет – это маленькая, миловидная старушка, сильная духом и жизненной энергией. Родом она из Запорожской области. По окончании школы окончила Гуляй-Польский педагогический техникум и получила специальность учителя начальных классов.
Все её воспоминания в основном связаны с той страшной войной. Каждый раз она встречает меня с радостью, ведь прабабушка Мария не часто выходит из дома, и поэтому она рада любому общению.
Как только я начала разговор о её прошлом, так у неё сразу навернулись слезы.
– Ой, внученька, так у меня уже многое стерлось из памяти, мне всё труднее вспоминать, – охает бабушка Маша.
– Давай начнём с самого начала, – предложила я, на что бабуля утвердительно моргнула глазами, полными слез.
– Перед Великой Отечественной войной мы жили в селе Воскресенка, Ново-Васильевского района Запорожской области. Мои мать и отец работали в колхозе, а я училась в школе – на одни пятерки. Электричества в деревне не было, и уроки я делала на печке при свете керосиновой лампы.
До начала войны я работала учителем в своем селе. Мне было двадцать два года. Я была дома, когда по радио объявили о вторжении германских войск на советскую землю. Мы уже ожидали этого, все догадывались, что будет война, но до последнего надеялись и отодвигали эту мысль.
– Что особенно запомнилось из событий тех лет? – продолжила я.
– Ну, во-первых, мамино отчаяние и безумный страх в глазах, когда пришло сообщение о том, что Гитлер напал на СССР… В доме нашем было двое мужчин: папа и брат мой старший – Александр. Фактически, известие о войне мы получили почти одновременно с повестками для них. Мама, помню, как-то сразу на несколько лет постарела, слезы не высыхали в её глазах… Да, собственно говоря, горем была охвачена вся деревня. Что ни день – то проводы на фронт у кого-нибудь из соседей… Мама ходила какая-то потерянная, все валилось из её рук. Да и все мы были такими, хотя не верилось, что война – это надолго…
А потом – похоронки… Помню, как всегда ожидала почтальона с надеждой – а вдруг весточка от отца или брата! И в то же время – со страхом: не дай Бог, официальное письмо… – прабабушка Мария остановила свой рассказ, чтобы выпить глоток воды.
– Когда ты ушла на фронт?
– С самых первых дней войны, точнее меня призвали 25 июня – на третий день. Где только я ни была… Вот только названий мест уже не могу вспомнить… Как мы радовались передышкам между боями! Во время встреч со школьниками (а в моей жизни их было очень много, ведь проработала учителем младших классов более пятидесяти лет!) я часто говорила ребятам о том, как точно Александр Твардовский в своей поэме «Василий Теркин» изобразил фронтовую жизнь.
– А какой момент для тебя был самым страшным и запоминающимся?
– Каждый день был таким, но я старалась не думать о плохом, ведь человек ко всему привыкает. Не помню точно, когда меня отправили сопровождать санитарный поезд, полный тяжелоранеными солдатами. Работы было много: перевязать кровоточащие раны, устраивать больных удобнее, смачивать истрескавшиеся губы и просто успокоить ласковым словом. Но неожиданно, когда мы проезжали через реку, наш поезд начали бомбить фашистские самолеты. Всё превратилось в суматоху. На глазах летели бомбы, осколки. Много раненых погибло в тот день. Помню, что меня оглушило взрывом и больше ничего. Потом мне рассказали, что меня взрывом отбросило в сторону и засыпало землей. Нашли меня не сразу, я была без сознания и меня отправили в госпиталь. Так я получила контузию. Именно этот день мне запомнился особенно, и он был самым страшным в моей жизни.
– А как Вы с моим прадедушкой познакомились?
– Прадедушка Борис всегда защищал меня в боях на случай, если бомба упадет или осколки будут лететь: «Я рассчитал, — объяснял он мне потом, — что, если такое случится, то мы друг друга спасем…»
Командир отделения, молодой лейтенант явился нежданно-негаданно и сразу, с порога, заявил: «Я к тебе, Мария, приехал. Стань моей женой!» Вот так мы поженились и 56 лет, до самой его кончины, прожили вместе. Двух дочерей – Людмилу, Ольгу, и сына Петра вырастили.
– Ну, конечно, мне хочется спросить, где и как ты узнала о Победе? Что тогда значил День Победы?
– 9 мая было незабываемое ликование. Все были рады Победе! Все: и малые, и старые пели песни и плакали, у кого отцы или сыновья погибли. У наших соседей было шесть сыновей, и ни один не вернулся с фронта. Я тогда была в Восточной Украине. Но меня не сразу демобилизовали, только в августе я вернулась домой.
– Как ты думаешь, почему вы победили?
– Наверное, потому что мысли наши были заняты тем, как лучше выполнить поставленную перед нами задачу, как помочь воинам-мужчинам приблизить миг Победы, защитить нашу Родину от фашистских захватчиков… А это значит – защитить и своих родных! Потому что призыв был: «Все для фронта, все для победы!» Вот под таким лозунгом мы и жили.
– Какими бы Вы хотели видеть нынешних молодых защитников Родины? Что бы пожелали молодёжи, ученикам?
– Хотелось, чтобы они все были дружными, любили своих товарищей, с которыми рядом находятся, и чтоб всё делали для Мира.
…Потом мы вместе с прабабушкой Машей рассматривали ее медали: «За трудовую доблесть», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг», старые документы, желтые от времени фотографии. Прабабушка Мария загрустила, перебирая старые фотографии прошедших школьных лет. Заметив ее грусть, я поспешила утешить ее и пообещала навещать чаще.
Дорогая моя прабабушка Маша! Я низко склоняю голову перед Вашим прошлым. Желаю Вам здоровья, долгих лет жизни, любящих близких и мирного неба. И пусть ваши сердца, сердца ветеранов, никогда не стареют!