Как организовать самостоятельную работу учащихся: опыт учителя русского языка и литературы

ПедСовет

Далеко не секрет, что результаты обучения зависят от самостоятельной работы каждого ученика, и здесь очень важна деятельность учителя: выстраивание рабочей атмосферы, взаимодействие с коллективом учащихся, поддержание мотивации к обучению.

На эти факторы сильно влияет отбор материала для уроков: важно, чтобы он не перегружал школьников.

Я выделила три основных этапа для самостоятельного изучения раздела или темы учебной программы:

1) Вводно-мотивационный этап.

На этом этапе учащиеся должны осознать основную цель предстоящего изучения учебной темы, ее место и роль в общем образовании, ее практическое и теоретическое значение. В нужных случаях стараюсь указывать, какие знания и умения ранее пройденного материала особенно понадобятся при изучении данной темы. Затем сообщаю, сколько уроков отведено на изучение темы, примерные сроки ее завершения и перечисляю основные элементы темы, т.е. знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в результате изучения этой темы.

2) Операционно-познавательный этап.

На этом этапе учащиеся усваивают знания, входящие в содержание данной темы, при этом я использую разные виды и формы учебной работы: рассказ или лекция, фронтальная работа по изучению понятия, коллективная работа по усвоению учебного материала, решению упражнений и т.д.

Изложение учебного материала в 5-6 классах провожу в основном самостоятельно, но по мере взросления учащихся, часть учебного материала передаю для изложения докладчиком или для индивидуального изучения и проработке по учебнику.

3) Рефлексивно-оценочный этап.

Здесь провожу обобщение изученного и подведение итогов работы по данной теме. При этом, главная цель этого этапа – развитие у учащихся рефлексивной деятельности (самоанализа), способностей к обобщению и формирование адекватной самооценки. Для обобщения пройденного материала использую различные методы: обобщающие уроки, доклады учащихся, составление по группам обобщающих схем.

 

Самостоятельная работа оказала значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.

  1. Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствовала получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.
  2. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствовала развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.
  3. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускорились темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказало положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.
  4. С течением времени при систематической организации самостоятельной

работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся выработались устойчивые навыки самостоятельной работы: организация учебного процесса на основе самостоятельной деятельности учащихся, позволили заметно улучшить учебные результаты; у детей появился устойчивый интерес к предмету русского языка, улучшилось поведение на уроке, изменилось отношение к учителю; на уроках ребята стали активнее, более внимательны, научились переключаться с одного вида работ на другой; улучшилось состояние их устной и письменной речи; повысилось качество самостоятельно выполняемых работ, дети с удовольствием работают с дополнительным материалом по предмету.

Учащиеся 9 класса на протяжении 4 лет имеют стабильно высокое качество знаний по русскому языку 67 %. Ребята из этого класса ежегодно принимают участие в школьных и районных олимпиадах по русскому языку.

Ребята 10 — 11 классов стали с большим удовольствием работать над созданием проектов. В 2017 году проект ученика 11 класса «Презентация творчества В.М. Шукшина» был представлен на заседании пед.совета : «Обучение и воспитание успехом», а также на районном методическом объединении. У ребят появился интерес к предмету, каждый старается сделать свой проект и удивить всех новизной.

У многих детей появилась уверенность в своих возможностях, и в ноябре 2016 года 22 ученика проявили желание поучаствовать в международном конкурсе-игре «Русский Медвежонок», а ученица 8 класса приняла участие в краевой викторине, посвященной 80-летию со дня рождения В.М. Шукшина

Кутерницкая Марина Петровна,
МКОУ «Ремовская средняя общеобразовательная школа»


[mailerlite_form form_id=4]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Читайте по теме: