Модульное обучение на уроках по курсу «Право». Часть II

ПедСовет

(Продолжение. Начало в материале «Модульное обучение на уроках по курсу «Право»)

Ирина Петровна Никитушкина

Теория модульного обучения подробно изложена в работах И.Б. Сенновского, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой, П.А. Юцявичене и других. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей познавательной учебной деятельности в процессе работы с модулем.

Планируемые образовательные результаты

Предполагаемые  результаты:

  1. Создание банка блок-модулей по направлению проекта.
  2. Обеспечение 100 % успеваемости по предмету, повышение качества обученности, в том числе по результатам независимой оценки, уменьшение количества слабоуспевающих учащихся.
  3. Устойчивая внутренняя мотивация к изучению курса «Право».
  4. Овладение учащимися различными способами и формами деятельности на уроке.
  5. Снижение утомляемости учеников в процессе учёбы, обеспечение психологического комфорта.
  6. Повышение результативности участия во Всероссийской олимпиаде школьников по праву, конференциях и конкурсах.

В результате изучения права ученик должен

знать/понимать:

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  • общие правила понимания права;
  • органы и способы международно-правовой защиты прав человека;
  • содержание прав и свобод человека.

Уметь

  • характеризовать: основные отрасли права; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров;
  • объяснять: содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
  • различать: формы (источники) права, субъектов права; основания и порядок назначения наказания; объекты гражданского оборота; организационно- правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты;
  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
  • для анализа текстов законодательных актов;
  • для изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
  • для осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
  • для обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.

Модуль любого порядка включает контроль за выполнением задания, за усвоением знаний обучающихся. В модульной технологии используются следующие формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя. В данной технологии оценивается выполнение каждого учебного элемента. Оценки накапливаются в ведомости, на основании которой выставляется итоговая оценка за работу с модулем. Получить хорошую оценку – одна из главных мотиваций при модульной технологии. Ученик чётко знает, что его труд оценивается на каждом этапе и оценка объективно отражает его усилия и способности.

 

  1. Описание достигнутых образовательных результатов

Диагностика успешности образовательного процесса.

Результативность

Эффективность применения блочно-модульной технологии оценивалась с помощью анализа уровня развития учебно-познавательной деятельности, повышения качества образования учащихся, используя:

  • методику изучения удовлетворённости учащихся жизнедеятельностью в классе;
  • «лестницу учебных достижений: знаю, умею, могу»;
  • пакет анкет для родителей (на родительских собраниях я провожу уроки для родителей, показывая нашу работу с детьми; даю возможность увидеть родителям преимущества данной технологии, которая позволяет более полно раскрыть возможности учащихся, позволяет получать тот уровень знаний, на который работает каждый).

Для диагностики мотивации изучения права я провела анализ уровня обученности и качества  учащихся за последние 5 лет:

год класс Обученность (%) Качество (%)
2011 – 2012 гг. 11 «Б» 100 % 96 %
2012 – 2013 гг. 10 «Б»

11 «Б»

100 %

100 %

94 %

96 %

2013 – 2014 гг. 10 «Б»

11 «Б»

100 %

100 %

94 %

100 %

2014 — 2015 гг. 10 «Б»

11 «Б»

100 %

100 %

100 %

96 %

2015  – 2016 гг. 11 «Б» 100 % 100 %

Средний балл по предмету «Право»:

год класс средний балл
2011 – 2012 гг. 11 «Б» 4,1
2012 – 2013 гг. 10 «Б»

11 «Б»

4,21

4,36

2013 – 2014 гг. 10 «Б»

11 «Б»

4,25

4,4

2014 – 2015 гг. 10 «Б»

11 «Б»

4,25

4,36

2015 – 2016 гг. 11 «Б» 4,35

 Кроме того, вела наблюдение за показателями мотивации учения: характер вопросов к учителю, характер ответов учащихся – по собственному желанию или по инициативе учителя, содержательные ответы или только формальные.

Итоги рубежных тестов по праву (полугодовой, итоговый тесты)

 

год

 

класс

Результат полугодового тестирования (%)

 

Результат годового тестирования (%)
2010 – 2011 10 «Б» 76/33 % 82/59 %
2011 – 2012 11 «Б» 100/94 % 100/94 %
2012 – 2013 10 «Б»

11 «Б»

86/45 %

77/55 %

92/62 %

82/68 %

2013 – 2014 10 «Б»

11 «Б»

90/60 %

90/72 %

100/76 %

100/91 %

2014 – 2015 10 «Б»

11 «Б»

84/65 %

93/73 %

100/65 %

100/76 %

2015 — 2016 11 «Б» 90/65 % 100/65 %

 Результаты диагностики ОУУН учащихся

     №

п/п

Общеучебные умения и

навыки

      Реальные

Результаты

(2009-2010 гг.)

Планируемые результаты

(на выходе из 11 класса)

Результаты диагностики

(2014-2015)

     1. Составление плана

параграфа

           15 %      70 – 75 % 100 %
     2. Составление конспекта 8 %      70 – 75 % 96 %
     3. Составление тезисов темы 15 %      70 – 75 % 96 %
     4. Составление схем по тексту 23 %      70 – 75 % 100 %
     5. Работа с таблицами 36 %      70 – 75 % 100 %

 Итоги административного мониторинга, внешней экспертизы (ЕГЭ) – анализ выполнения заданий блока «А» по правовым вопросам

Вопросы блока «А»

 

 

2010-2011 гг.

 

2011-2012 гг.

 

2012-2013 гг.

 

2013-2014 гг.

А 14 92 %

 

100 % 95 % 100 %
А 15 100 %

 

100 % 100 % 94 %
А 17 94%

 

92 % 90 % 100 %
А 18 92 %

 

90 % 100 % 90 %
А 20 100 %

 

100 % 95 % 94 %

 Благодаря использованию блок-модулей на уроках права уровень мотивации учащихся достаточно изменился. Динамика развития учебной мотивации выражена в переходе от пассивного слушателя в активного участника учебного процесса.

Применение блок-модулей позволило повысить качество знаний, уровень обученности и интереса к предмету, а также обеспечило успешное участие обучающихся в предметных олимпиадах и конкурсах.

Результаты анкетирования и обучения (успеваемость, качество) позволяют сделать вывод, что данная технология позволяет качественно изменить процесс обучения, повысить уровень преподавания и обученности учащихся.

 Таким образом:

  • Исходя из данных диагностики, можно сделать вывод о том, что при чётко спланированной работе с блок-модулями на уроках права, внедрение в образовательный процесс технологии модульного обучения действительно способствует активизации познавательной деятельности учащихся, повышает мотивацию к обучению и качество усвоения материала, развивает у школьников творческие, коммуникативные способности и приобщает к самостоятельности, что и подтверждает гипотезу исследования.

Использованная литература:

  • Шамова Т.И., Третьяков П.И. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Москва-Тюмень,1994.
  • П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский технология модульного обучения в школе: Практикоориентированная монография / под ред. П.И. Третьякова.  – М.: Новая школа, 2001. 
  • М.А. Чошанов Гибкая технология проблемно-модульного обучения:
  • Методическое пособие. М.: народное образование, 1996.
  • Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Рогачева Н.А. Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы. Архангельск,1995.
  • Жарова Л.В. Учить самостоятельности. М.: Просвещение,1993.
  • Машарова Т.В. Педагогические теории, системы и технологии обучения. Киров,1997.
  • Русских Г.А. Методические рекомендации из опыта работы учителей экспериментаторов лаборатории “Современные методы обучения”.
  • И.Маврина, В Погорелова блочно-модульная технология:  организационный и содержательный аспекты. Журнал «Директор школы» № 5 2005год.

Добавить комментарий

Читайте по теме: