Почему работников образования не устраивает НСОТ?

Прямой диалог

Педагог Дарья Иванова — о зарплатах учителей и руководителей, движении против НСОТ и действиях властей по улучшению ситуации.

Внедрённая десять лет назад «новая система оплаты труда» (НСОТ) породила беспрецедентный произвол в оплате работников бюджетной сферы.

«Законами последних десяти лет бюджеты госучреждений (больниц, школ, и т.п.) превращены фактически в частную лавочку руководителей. Они имеют право самостоятельно, вообще ни с кем не согласовывая, формировать штатное расписание. При этом все деньги, сэкономленные на вакантных ставках, можно перевести законно в стимулирующие выплаты отдельных приближённых сотрудников».

«Новый порядок мотивировал руководителей госучреждений не тратить деньги на те нужды, на которые они выделялись. Он мотивировал руководителей всех уровней принимать управленческие решения, направленные на экономию бюджетных средств («оптимизацию»). Мотивировал «экономить» на бесплатных лекарствах, бесплатных услугах, образовательном процессе, потому что всё «сэкономленное» можно законно положить себе в карман».

«Описанный механизм «экономии» разрушает государство, сокращая его социальные функции. Он поставил огромное число бюджетных работников на грань нищеты: работающие бедные – уникальное явление нашей страны».

Приведённые цитаты – из материалов лидера движения за отмену НСОТ Ирины Канторович. По её мнению, из-за этой системы до половины бюджетных ассигнований на социальную сферу оседает в карманах руководителей больниц, вузов, школ и их приближённых.

При этом Канторович считает, что власть не понимает, как действует НСОТ, и всеми силами ведёт разъяснительную работу, стараясь достучаться до самых верхов.

Тут многие скажут, что там всё отлично понимают, и объяснять им что-либо бессмысленно.

Насчёт «бессмысленно объяснять» – согласимся однозначно. А вот о том, как там «всё понимают», как раз и пойдёт речь.

Недавно президент Украины выдал знаковую фразу: «Я вам не лох!» Давайте посмотрим, как наши «не лохи» – президент, премьер и профильные министры – разбираются в обсуждаемом вопросе.

Министр Васильева три с лишним года назад была поставлена управлять совершенно не знакомой ей сферой. Но она довольно быстро поняла, что с учительскими зарплатами есть проблемы. И тут ей предложили формулу «70 на 30». Это значит, что 70% зарплаты учитель должен получать гарантированно (оклад), а остальные 30% обрести в конкурентной борьбе с коллегами (стимулирующие надбавки). Есть обоснованное мнение, что подобный подход к оплате учителей является прямым вредительством, ибо дробит коллектив на конкурирующие единицы. В СССР широко использовали материальное стимулирование на производстве, но категорически не делали этого в образовании, хорошо понимая, каков будет результат. Нынешняя мелочная конкуренция за надбавки, принимающая временами форму откровенного лизоблюдства (на глазах у детей!), является одним из основных факторов, подрывающих социальный статус педагога.

Впрочем, сейчас уже «поздно пить боржоми»: учительские коллективы давно раздроблены (по факту их просто нет), и формула «70 на 30» была бы шагом к лучшему по сравнению с НСОТ. И Ольга Васильева издаёт соответствующее распоряжение для директоров школ. В интервью в январе 2018 она говорила об этом как о деле решённом:

«Учитель теперь получает 70% зарплаты гарантированно, а остальные 30% должен заслужить».

В этом убеждении министр пребывала, как минимум, до июня 2019, когда состоялись слушания в Госдуме, посвященные «острым проблемам образования» (или посмотрите видео по ссылке). Наиболее «острой» снова оказалась проблема зарплат, и выступавшую там Васильеву учителя засыпали соответствующими вопросами. В какой-то момент Ольга Юрьевна не выдержала, и очередную учительницу срезала встречным вопросом: «А сколько школ в вашем регионе выполняют правило «70 на 30»?» Вопрос вызвал ступор и шок: никто о таком правиле даже не слышал.

И тут министр начала понимать, что её приказ директорам школ – как указ лисицы тетеревам из русской народной сказки: «Чтобы вам, тетеревам, не сидеть по деревам, а гулять бы по зелёным лугам». Приказала лиса, а тетерев сидит себе на дереве и красной бровью не ведёт.

Словом, осознала госпожа Васильева, что вопросы зарплат по другому ведомству проходят и другими законодательными актами регулируются. И в Минпросе решили, наконец, эти акты изучить. Изучили и были потрясены открытием. Оказывается, учителя сами себе такие зарплаты назначают, ибо правила их начисления (по закону) определяются соглашением с администрацией, которое обязательно утверждает собрание трудового коллектива. Абсолютная демократия! А формула «70 на 30» – тоталитарный диктат, эту демократию разрушающий (даже вспоминать неудобно). Своё открытие Минпрос поспешил донести до страждущих учителей. На очередной вопрос о зарплатах на официальном сайте министерства объяснили: «Чего вы плачетесь, ведь ваши зарплаты – полностью в ваших руках», и при этом о пресловутой формуле даже напоминать не стали.

Приехали, что называется. Подобная демагогия ещё могла сойти лет десять назад, когда НСОТ только принимали. А сегодня эту «демократию» все бюджетники испытали на своей шкуре. Не работает она, потому что никакого «трудового коллектива» (или просто коллектива) в школах, вузах и больницах давно в помине нет. И если кто-то пытается объединить народ для протестных действий, его быстро увольняют. Подобным примерам по стране уже давно счёт потерян.

Тут скажут: так ему и надо, этому учительскому болоту, коли не может постоять за себя.

Оно верно. Но только бросать подобные упрёки вправе лишь те, кто там был, боролся и добился результата.

А вот вице-премьер Голикова, курирующая социальную сферу, документов не читала и потому о демократии не говорит. Ей нравится формула «70 на 30». Отлично! Только вы результат дайте, разговоры-то уже два года идут.

Тут самое время перейти к первым лицам государства, беседу которых на нашу тему показал первый канал в программе «Время». Поводом стал скандал с врачами в онкоцентре Блохина. Власть вдруг разом признала, что в здравоохранении у нас есть проблема: «низовое звено хромает». То есть во всей управленческой вертикали – хорошо, а в поликлиниках, больницах, фельдшерских пунктах («на местах», значит) – не очень.

Признали, что и с зарплатой не всё гладко. И даёт номер первый номеру второму поручение: разработать НОВУЮ СИСТЕМУ ОПЛАТЫ ТРУДА для медиков. Вот так, слово в слово! Мог ли человек, знающий о разрушительном воздействии НСОТ, снова ввести в оборот это название? Вопрос риторический.

И срок поручения: представить предложения к 1 сентября. Это как? Ведь встреча проходила в октябре. Может, оговорка? Нет: оказывается, к 1 сентября 2020 года! И это только «представить предложения»!

Тема горячая, требующая незамедлительного решения. По стране идут групповые увольнения медиков, начинаются итальянские забастовки («работа по правилам»), больных лечить некому, а тут назначают сроки (причём прилюдно, с показом на всю страну), которые однозначно говорят о том, что делать ничего не собираются. Ибо уверены, что через год проблема либо сама рассосётся, либо её потеснят другие, более острые.

А беседа продолжается, господин Медведев докладывает господину Путину, что «мы до сих пор не знаем, сколько у нас больниц и поликлиник, сколько из них нуждаются в ремонте, какие для этого нужны средства». И президент отвечает: «Да-да, это вы верно подметили, надо провести инвентаризацию и т.д.».

Граждане, подскажите, как назвать всё это? Ведь эти два «государственных мужа» не на освобождённую от врага территорию пришли. Они двадцать лет у власти и всё это время кормят нас сказками про «развитие здравоохранения». И вот так, принародно, объявить, что они до сих пор не знают (и даже не интересовались), в каком состоянии у нас поликлиники и больницы?

Что они так «управляют» – тут ничего нового, но как такое можно показывать? У этой власти голова есть? Хоть в каком виде, хотя бы у референтов, которые первым лицам бумажки пишут?

Беда, братцы.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора, оригинальная статья была размещена в паблике «За возрождение образования».

Что такое «Движение против НСОТ» и почему педагогам стоит о нем знать


Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Читайте по теме: