Для устранения проблемы провокационного поведения ребенка необходимо выстроить некий алгоритм, последовательность действий.
Первый шаг. Собираем сведения обо всех проявлениях провокационного поведения данного конкретного ребенка.
Например, семиклассник Ваня примерно ведет себя на уроках по физической культуре и по технологии. Эти предметы ведут Иван Григорьевич и Василий Степанович. Мужчины педагоги на своих занятиях резко пресекают попытки нарушить дисциплину. На всех остальных уроках Ваня ведет себя провокационно, активно шутит и задирает одноклассников. Педагоги уверяют, что Ваня до 7 класса вел себя иначе, а потом в класс пришел новый ученик Витя, мальчики стали соперничать друг с другом.
Второй шаг. Анализируем какую роль играет учитель в проявлении провокаций.
Учительница биологии Наталья Ивановна проводит занятия в расстроенном состоянии, в своих мыслях и переживаниях. Видимо, какие-то семейные проблемы. Ваня пытается поднять настроение учителю и шутит. Шутка воспринимается как элемент агрессии и Ваню выставляют из класса. А на другом уроке Мария Станиславовна улыбается в ответ на шуточное высказывание Вани, тут же следует шутка от Вити, класс дружно смеется в течение нескольких минут. Учительница призывает всех продолжить работу, Ваня помогает восстановить тишину в классе. Положительный настрой на работу приносит свои плоды. Многие из детей получают высокие отметки.
Третий шаг. Определяем выгоду каждого.
Ваня провоцирует учителя на проявление эмоций, чтобы не выполнять скучное задание, заслужить одобрение. Наталья Ивановна получает возможность выразить свои негативные эмоции. А Мария Станиславовна повышает свой авторитет.
Четвертый шаг. Выясняем, возможно ли получить выгоду без провокации.
Может ли учитель разнообразить свой урок, больше вступать в диалоги, перестать окрикивать сидящих на задних партах? Что сможет делать Ваня, если необходимость в его шутках отпадет? Как иначе может быть достигнута цель, которую преследует провокатор?
Пятый шаг. Помогаем провокатору изменить свое поведение.
Вступаем в доверительный диалог с Ваней один на один. Вместе с ним приходим к мысли, что получить одобрение, поддержку от учителя можно иными способами. Например, активно отвечая на вопросы по теме урока, выполняя задания у доски, помогая соседу с решением задачи. Когда Ваня осознает свои чувства и пойдет, что есть более простой путь достижения желаемого, то изменит свое поведение.
Направление работы с ребенком-провокатором помогает выявить концепция «4 ошибочных целей детского поведения». Автором этой концепции является Рудольф Дрейкурс, педагог и психолог. Смысл концепции в том, что можно выявить неосознаваемую цель ребенка по чувствам, которые возникают у взрослого в ответ на его поведение. Например, чувство обиды у педагога – следствие ранее нанесенной ребенку обиды. Каждое действие имеет равную силу противодействия. Законы физики очень хорошо действуют в сфере человеческой психологии.
Примеры, как вести себя педагогу при провокациях:
- Позволить себе прореагировать только на первое проявление провокации (шутка, разбрасывание ручек).
- В виде «Я-высказывания» высказать свои чувства (Я сержусь, я раздражена, мне смешно) и продолжить работу. Важно перестать применять обвинительные «ты-высказывания», повести себя иначе, чем прежде.
- Поощрить ребенка за достижения. (Улыбнуться, похвалить, высказать положительную оценку деятельности – «сегодня ты выполнил задание быстрее и не сделал ни одной ошибки, твой результат стал лучше, чем на прошлом уроке»).
- Оказать ребенку доверие и дать ему персональное задание, а также при необходимости повысить темп урока.
- Переключить внимание класса (Рассказать какую-то интересную историю по теме урока и включить в обсуждение активных учащихся).
В завершении хочется сказать, что каждый ребенок уникален, множество причин может побудить его к провокации. Ваш помощник – это ваши собственные чувства, которые вы испытываете в ответ на провокацию. Они словно зеркало отражают то, что на самом деле испытывает ребенок.