Конец XX – начало XXI в. можно считать стартовой точкой широкого внедрения информационных технологий (ИТ) в образование. Вторая половина XX в. ознаменовалась открытием, которое оказало влияние на развитие всех сторон жизни общества — появлением персонального компьютера и современных средств коммуникации. Новые информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), связанные с изобретением персонального компьютера и сети Internet, вошли в жизнь общества очень быстро, в течение жизни одного поколения.
Слово технология происходит от греческого techne, что в переводе означает «искусство», «мастерство», «умение». С определенной точки зрения, все перечисленные понятия могут трактоваться как процессы. Под процессом обычно принято понимать совокупность определенных действий, направленных на достижение поставленной цели.
Информационная технология — процесс, использующий совокупность средств и методов обработки и передачи первичной информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления [3, с. 11].
Цель информационной технологии — производство информации для ее последующего анализа и принятия на ее основе решения по выполнению какого-либо действия [3, с. 12].
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой.
В дополнительном образовании актуальными являются: совершенствование учебного процесса; поиск и внедрение активных форм и методов обучения, с использованием ИТ в практической деятельности преподавателя, обеспечивающих достижения эффективного результата; необходимость уделять особое внимание методам стимулирования и мотивации обучения.
Музыкально-компьютерные технологии – еще очень молодая, но динамично развивающаяся область знаний, находящаяся на стыке между техникой и искусством, представляющим человеку меняющиеся инструменты для творчества, обучения и научных исследований.
На сегодняшний день музыкальные компьютерные программы разрабатываются по следующим основным направлениям музыкального обучения:
- воспитание художественного мышления музыканта;
- формирование практических навыков;
- развитие музыкальных способностей;
- творческая деятельность;
- изучение основных понятий терминов;
- программы, дающие теоретические знания;
- программы, направленные на развитие слуха;
- программы по музыкальной литературе;
- программы, дающие знания и навыки по специальности.
Программы по музыкальной литературе — это могут быть книги, небольшие иллюстрированные справочники по различным произведениям, краткие биографии композиторов. Тексты программ по истории музыки и музыкальной литературе иллюстрируются слайдами и репродукциями, видеофрагментами, могут содержать дикторский текст [2, с. 152].
Основная цель использования ИТ — активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся. Согласно современным образовательным стратегиям, ученику необходимо выйти из роли слушателя и стать активным участником учебного процесса. Выдающийся деятель отечественного музыкально-педагогического образования Л. А. Баренбойм утверждал, что «творчеству научить нельзя, но можно научить творчески работать» [1, с. 15].
Задача преподавателя — подобрать материал, содержащий в себе элементы необычайного, вызывающего интерес у учащихся к учебному процессу и, способствующий развитию музыкальных и творческих способностей. С помощью программы можно познакомиться с творчеством композиторов, изучить их биографии, получить информацию о написанной ими музыке, узнать о различных жанрах музыкального искусства, о музыкальных инструментах.
Программы, дающие знания и навыки по специальности, обеспечивают до определенного уровня овладение каким-либо музыкальным инструментом [2, с. 152]. Данные программы также используются в развитии музыкального слуха, в проведении прослушивания произведений, в подборе мелодий, в аранжировке. Они позволяют определить диапазон инструмента, беглость исполнителя в пассажах, исполнение штрихов и динамических оттенков, артикуляцию и т. п. Компьютер позволяет разучивать пьесы с «оркестром» [2, с. 153].
Презентация позволяет преподавателю иллюстрировать свой рассказ с помощью нотных и музыкальных фрагментов, видео фрагментов; концентрирует внимание учащихся на материале урока, способствует эффективному восприятию излагаемого материала.
Современные дети достаточно свободно владеют компьютером, поэтому, начиная уже с младших классов, имеют смысл самостоятельные задания, а именно: прослушать с помощью интернет-ресурсов изучаемое произведение в исполнении разных мастеров-профессионалов, а также ровесников – учащихся других школ; прослушать, как звучит данное произведение в исполнении на других музыкальных инструментах. Старшеклассники, пользуясь интернет-ресурсами могут составлять рефераты, отыскивать интересные факты творчества композиторов и исполнителей, а также просматривать фрагменты их выступлений, учась сценической культуре.
Необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни продиктована развитием нашего общества. Современная музыкальная школа не должна отставать от требований времени, а значит, преподаватель школы должен использовать компьютерные технологии в своей деятельности, получая мощный стимул для собственного профессионального и творческого развития, улучшая качество образования. Многие компьютерные технологии ориентированы на индивидуальный характер работы, что отвечает особенностям занятий музыкой.
Внедрение современных ИКТ в образовательный процесс позволит не только шагать в ногу со временем, но и качественно улучшить методику преподавания предметов детской музыкальной школы.
[mailerlite_form form_id=4]