Мой дедушка, Иван Кондратьевич Тихоненко родился 22 октября 1918 года в селе Черновка, Кочковского района, Новосибирской области в семье крестьянина. Окончив 4 класса начальной школы, пошёл работать в колхоз. Затем выучился на курсах механизаторов и стал работать трактористом в Черновской МТС. За лидерские качества его избрали секретарём комсомольской организации. В 1939 году был призван в ряды рабоче-крестьянской Красной Армии. Службу проходил на Дальнем востоке, у озера Хасан, в пограничных войсках Приморского края. Неоднократно получал благодарности от командования за хорошую службу. В августе 1941 года ушёл на фронт добровольцем, где воевал около четырех лет. Член ВКП(б) с 1942 года. Командир взвода 349-го стрелкового Казанского Краснознаменного полка, 26-й стрелковой Сталинской, Златоустовской, дважды Краснознаменной, ордена Суворова дивизии, 43-й армии, 3-го Белорусского фронта. Был награжден орденами Ленина, Красной Звезды, Отечественной войны 1-ой степени, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Пал смертью храбрых при прорыве вражеской обороны в районе Кёнигсберга (ныне Калининград) 6 апреля 1945 года.
Свое первое боевое крещение красноармеец Иван Тихоненко принял практически сразу после прибытия на фронт, 15 августа 1941 года. Первую награду — медаль «За отвагу» Иван Кондратьевич получил в октябре 1943 года, став к тому времени обстрелянным воином и младшим командиром. В мае 1944 года сержант Тихоненко был награжден медалью «За боевые заслуги», а в декабре 1944 года за бои на земле Восточной Пруссии- орденом Красной Звезды. Свой последний Подвиг старшина Иван Тихоненко совершил при штурме Кёнигсберга…
За исключительно умелое руководство взводом в бою, личную храбрость, мужество, героизм и отвагу, проявленные в боях с немецкими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года старшине Тихоненко Ивану Кондратьевичу было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Иван Кондратьевич похоронен в братской могиле поселка Чкаловск (в черте Калининграда). Решением Калининградского горисполкома от 20 марта 1970 года его именем названа улица в Октябрьском районе города, который он штурмовал и отдал за него свою молодую, полную расцвета жизнь. На родине Героя остались мать, отец, жена и маленький сын. Им и всем его родственникам, и землякам, вечным напоминанием стала улица в родном селе Черновка, названная в его честь. В Новосибирске, имя Тихоненко И.К. увековечено на Аллее Героев у Монумента Славы. 2-го августа 2013 года, в день окончания Второй мировой войны, в год 95-ой годовщины со дня рождения Ивана Кондратьевича, на средства гранта Губернатора Новосибирской области, на родине героя, был установлен памятник (бюст) И.К.Тихоненко. В этот же день, у учащихся Черновской школы, после торжественной линейки посвящённой Дню Знаний, у памятника Герою Советского Союза, прошёл традиционный Урок Мира.
Кёнигсберг — главный город Восточной Пруссии — фашисты превратили в крепость, опоясав границы прочными инженерными сооружениями. По мнению немецкого командования, эти сооружения делали город неприступным. Однако войска 3-го Белорусского фронта всего за несколько суток взломали мощную немецкую оборону и захватили город.
6 апреля 1945 года, в первый же день штурма Кёнигсберга отличился командир взвода 349-го Казанского Краснознаменного стрелкового полка старшина Иван Тихоненко, показав своим примером подлинные героизм и отвагу. Командуя стрелковым взводом, он умело вывел своих бойцов на исходное положение. По сигналу атаки вражеской обороны, Иван Кондратьевич первым с призывом «За Родину! За Сталина!» поднял на штурм и увлек за собой не только личный состав своего взвода, а всю роту, наступавшую на данном участке.
Благодаря этому броску оборона, которую противник считал неприступной для частей Красной Армии, была прорвана. Наши наступавшие подразделения, сбив противника с занимаемых позиций, пошли вперед. Достигнув второй линии обороны врага, старшина Тихоненко со своим взводом первым ворвался во вражеские траншеи и повел неравный бой с противником. Другие взводы и роты были задержаны минными полями и сильным ружейно-пулемётным обстрелом гитлеровцев. Взвод старшины Тихоненко оказался далеко впереди остальных боевых порядков. Немцы, видя небольшую группу смельчаков, пытались отрезать ее от наших подразделений и уничтожить. Начались контратаки группы, выдвинувшейся вперед. Фашисты силами, сравнимыми с ротой, навалились на взвод старшины Тихоненко, но он, правильно оценив действия противника, смело подпускал врага на близкое расстояние и в упор расстреливал наседавших гитлеровцев.
В этих атаках взвод понес большие потери. Когда осталось в живых несколько человек, Иван Тихоненко крикнул:
— Умрём все, но не отступим!
— Не отступим! – поддержали бойцы.
Шесть контратак отбили герои, истребив в каждую атаку до восьми – десяти фашистов.
Все попытки противника сломить сопротивление наших воинов терпели неудачи, фашисты понесли большие потери в живой силе. В этом бою было уничтожено до 80 гитлеровцев, 20 из которых — лично старшина Тихоненко. Отважный командир поклялся с оставшимися товарищами умереть, но удержать занятый рубеж. Группа, руководимая бесстрашным старшиной, продержалась до выравнивания линии фронта.
Вся рота видела смелые действия Тихоненко. Его отвага, несомненно, передавалась другим. Выровняв фронт, наши войска снова пошли вперед, отбивая у противника один рубеж за другим. При этом взвод старшины Тихоненко снова шел впереди, увлекая за собой других воинов.
Во время схватки за очередной опорный пункт Ивана Тихоненко смертельно ранило… Новым ударом по врагу ответили за его гибель однополчане. Ему было неполных 27 лет. До Победы оставалось чуть больше месяца. На третьи сутки с начала штурма Кёнигсберг пал. Народная поговорка, что смелость города берёт, в очередной раз оказалась верна.
[mailerlite_form form_id=4]