Этот показатель демонстрирует снижение нагрузки по сравнению с 2023 годом, когда на специалиста приходилось 86,27 учеников. Однако проблема кадрового обеспечения остается острой, особенно в ряде регионов, пишет ТАСС.
Министр просвещения Сергей Кравцов подчеркнул, что общее количество учителей-дефектологов и логопедов в текущем учебном году достигло 31,2 тыс. человек, увеличившись на 11% по сравнению с предыдущим годом. Несмотря на рост числа специалистов, существенные различия между регионами сохраняются.
Наиболее критическая ситуация сложилась в следующих субъектах РФ:
- Кировская область : 409,63 учащихся на одного учителя-дефектолога.
- Оренбургская область : 315,33 ученика.
- Республика Башкортостан : 282,1 учащегося.
- Томская область : 229,02 ученика.
- Республика Бурятия : 230,3 ученика.
В то же время в некоторых регионах нагрузка на специалистов значительно ниже среднего показателя:
- Чеченская Республика : 11,89 учащегося на одного учителя-дефектолога.
- Московская область : 23,21 учащегося.
- Липецкая область : 36,5 учащегося.
Аналогичная картина наблюдается среди учителей-логопедов. В среднем по России на одного специалиста приходится 36,9 учеников, что практически не изменилось за год (37,88 в 2023 году). Наибольшая нагрузка отмечена в:
- Ивановской области : 99,83 ученика.
- Забайкальском крае : 99,7 ученика.
- Владимирской области : 98,32 ученика.
Противоположная ситуация складывается в:
- Чеченской Республике : 10,28 ученика.
- Московской области : 14,24 ученика.
- Дагестане : 11,68 ученика.
Согласно официальной статистике, на начало 2024–2025 учебного года число обучающихся с ОВЗ составило около 178 тыс. человек, а с интеллектуальными нарушениями — порядка 224 тыс. человек. Это подчеркивает необходимость усиления подготовки и распределения специалистов для работы с этой категорией учеников.
Эксперты отмечают, что неравномерное распределение кадров создает серьезные препятствия для качественного образования детей с особыми потребностями. Региональные различия требуют комплексного подхода к решению проблемы, включая как увеличение числа специалистов, так и их более равномерное распределение по территории страны.
Ключевыми задачами остаются повышение привлекательности профессии через совершенствование условий труда и оплаты, а также развитие систем переподготовки и повышения квалификации для действующих специалистов.