Бронников Прокопий Алексеевич: вся его жизнь — подвиг

Страница памяти

Учитель, библиотекарь, заведующий клубом и фронтовик — о жизни и подвиге Прокопия Бронникова рассказывает его внучка Наталья Нарышкина.

Мой дед по линии отца, Бронников Прокопий Алексеевич, родился в 1909 году. На его долю выпало сложное и трудное время: в детстве он, деревенский паренек, пас кулацкий скот. А когда пришла Советская власть, он одним из первых вступил в сельскую ячейку Российского комсомола. В 18 лет его уже избрали председателем колхоза.

После окончания учительских курсов, он стал работать учителем, был назначен заведующим школой в селе Савватеево. Вскоре его приняли в ряды Коммунистической партии, а в начале войны он уже работал замполитом в Бишигинской МТС. Затем учился в Чите в партийной школе, а после – на курсах командиров.

Когда началась Великая Отечественная война, многие товарищи Прокопия Алексеевича уходили на фронт, а курсанты партийной школы, неоднократно писавшие письма Сталину с просьбой снять с них бронь и отправить на фронт, получали отказ на свои просьбы. После окончания партийной школы он вместе с группой товарищей вновь подаёт заявление с просьбой зачислить его в действующую армию. «Просим послать нас, коммунистов на Ленинградский фронт», – писали ребята. Но добровольцев послали не на фронт, а на дальневосточные рубежи.

Не пришлось ему воевать на Западе. В августе 1945 года в составе войск Советской Армии старший лейтенант, парторг роты Прокопий Бронников освобождал Южный Сахалин от японских оккупантов и за проявленный героизм был награжден орденом Славы и медалью «За отвагу».

Когда оставались считанные дни до капитуляции империалистической Японии, вражеский снаряд разорвался рядом с ним и его полностью засыпало землей. Только на следующий день его нашли. Он был ранен осколком в полость живота и тяжело контужен.

После долгих и томительных месяцев лечения в госпитале в 1946 году лейтенант запаса, мой дед Прокопий Алексеевич, вернулся в родное Забайкалье. Дети не узнали в этом исхудавшем, постаревшем человеке своего веселого, пышущего энергией отца.

В райком партии он пришел на костылях.
– Я коммунист. Прошу дать работу.

Трудно было в послевоенные годы: не хватало техники, а главное – кадров. Но Бишигинская МТС, где работал мой дедушка парторгом партбюро, успешно справлялась с любыми задачами. Его редко можно было застать в кабинете, чаще всего его можно было увидеть на полевых станах, в мастерских, словом, он всегда был там, где люди, где решалась судьба урожая.

Однако раны вскоре напомнили о себе. Однажды, это случилось в 1950 году, поздним вечером он возвращался домой по проселочной дороге, он тогда жил с семьей в соседнем селе Савватеево. Вдруг перед его глазами поплыли темные круги. Ему показалось ,что кто-то сильно ударил его по голове. В бессознательном состоянии его доставили в районную больницу, но местные врачи не смогли оказать ему необходимую помощь.

На помощь Прокопию Алексеевичу прислали врача из областного центра – Читы. Врач прилетел на самолете и увез его в областную клинику. Когда наш герой пришел в себя, он едва мог видеть и полностью лишился слуха.

После восстановления он не смог сидеть дома без работы, и ему предложили работать заведующим клубом в селе Савватеево. Его организаторские способности, умение подойти к людям, увлечь их, а главное – любовь к делу помогли деду Прокопию превратить некогда отсталый клуб в подлинный очаг культуры, который стал известен во всей области.

Но работать в клубе было нелегко, и он попросился в библиотеку. В короткий срок библиотека стала лучшей в районе: читательские конференции, доклады, беседы, лекции, выставки использовались в его работе. Мой дед был желанным гостем на полевых станах, фермах, чабанских стоянках.

За свою работу дедушка был награжден значком Министерства культуры «За отличную работу» и многими грамотами. В послевоенные годы он был депутатом сельсовета, заместителем секретаря парторганизации, активным селькором.

Забыв о своих проблемах со здоровьем, и продолжая трудиться, он пытался скрывать свое недомогание. Но слишком тяжелым оказалось ранение. Война догнала его через 17 лет в 1962 году, а было ему всего лишь 53 года…

В семье осталось семеро детей: старший сын, мой папа Виктор, был уже женат и имел двоих детей, поэтому у меня в памяти остались воспоминания о посещении библиотеки, в которой тогда работал мой дедушка. Наверное, это стало главным в выборе моей профессии: окончив училище культуры и институт культуры, вот уже 40 лет я работаю в культуре, из них 20 лет в библиотеке.


[mailerlite_form form_id=4]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Читайте по теме: