Идеальный родитель, какой он?

Семья

В настоящее время фокус околошкольных проблем сосредоточен на учителе – его профессиональной компетентности, отношению к работе и т.д. Что только не вменяется педагогу в обязанность, помимо того, что прописано в его трудовом договоре: и всегда (абсолютно!) сохранять ровное расположение духа (даже когда родители звонят в десятом часу вечера и взвинченным тоном осведомляются, почему у ребенка 2 за контрольную), и находить индивидуальный подход к каждому ученику (особенно интересно воспринимается данное требование, когда в классе из-за реорганизации и модернизации оказывается по 35 человек), и… и…

Словом, много чего еще должен либо не должен делать учитель, чтобы соответствовать ожиданиям родителей и общественности – кстати, далеко не всегда компетентных в вопросах организации и проведения учебного процесса. При этом как-то упускается из виду, что результат учебы зависит не только от педагога, но и от того, с каким настроем ребенок пришел в школу, т.е. с каким настроем его выпустили из дома родители – а, значит, и от отношения родителей к школе и учителям. Так каков же он, идеальный родитель? Попробуем скомпоновать его облик с помощью «жанровых сценок», увы, хорошо знакомых многим учителям.

Сцена 1 — «информтехнологии»Идеальный родитель, какой он? 2
Ребенок на уроке играет в телефон, часто отвлекается на звонки и выходит из класса, из-за чего не улавливает объясняемую тему и, естественно, не успевает в учёбе. Проинформированная об этом мама с жаром заявляет, что имеет «конституционное» право на постоянную мобильную связь со своим чадом, и никак воздействовать на него в связи с этим не собирается. А что ребенок отвлекается – так это учитель виноват, ибо не привлёк/не увлёк/не развлёк и т.д.
Ну, во-первых, в Конституции подобной статьи нет, а вот в законе об образовании ясно сказано, что ребенок должен добросовестно учиться, а родители должны создать условия для получения им среднего образования. А постоянные звонки во время уроков идут вразрез с обязанность ученика. Идеальный родитель прекрасно понимает эту разницу.

Сцена 2 – «живость характера»
Ребенок на уроке то и дело вертится и разговаривает с одноклассниками, отвлекая их и, естественно, отвлекается сам. Создаётся впечатление, что он с трудом осознаёт, ради чего пришёл в школу. То есть учитель и рад бы интересно провести урок, но прежде он должен, видимо, связать по рукам и ногам и заткнуть рот этому ученику – просто для того, чтобы получить возможность объяснить тему другим детям. Проинформированные об этом родители заявляют: «Ну, он у нас гуманитарий/математик/биолог, на этом уроке ему неинтересно» (все родительские комментарии сводятся к тому, что у ребенка, дескать, нет способностей к тому предмету, о котором идёт речь, а, значит, он вправе так себя вести).
Однако в том же законе об образовании ясно сказано, что учащийся не должен иметь препятствий для получения образования, т.е. ребенок, выполняющий на уроке художественную стойку на ушах и срывающий учебный процесс, в самом прямом смысле создаёт подобное препятствие другим детям! Кроме того, как уже упоминалось, учеба – это обязанность ученика, и систематическое выполнение учебных требований способствует формированию такой черты характера, как ответственность – она не возникает на пустом месте. А отношение по типу «надоело – значит, не буду делать» является, по сути, игровым мотивом деятельности, неадекватно перенесённым в учёбу. Идеальный родитель должен ознакомиться с законом об образовании, и не только в части прав учащихся, но и в части обязанностей их и их родителей. Также, он должен понимать разницу между игрой и обязанностью и объяснять эту разницу своему ребёнку.

Сцена 3 — «кто виноват?»Идеальный родитель, какой он? 3
К сожалению, бывает так, что несмотря на все педагогические ухищрения учителя, ученик получает двойку. Причины – в 99 случаях из 100 даже, пожалуй, в 999 случаях из 1000 – кроются в недисциплинированности ученика (проболтал, пропустил мимо ушей, не сделал вовремя домашнее задание, не выучил). Конечно, это может быть и случайным, разовым явлением – в конце концов, даже на самого старательного и внимательного ученика может, что называется, накатить, и, как правило, родители относятся к подобным неудачам философски, ведь всякое бывает, и им и в голову не приходит винить педагога. Однако, увы, есть и другой сорт родителей, тех, которых на интернет-сленге метко называют «яжмать» и «онижедети». На резонные замечания учителя они могут реагировать в прямом смысле неадекватно: «Да вы сами виноваты, плохо объясняете!!!» (то для большинства детей – подчеркнём, старательно работавших на уроках – объяснение было понятным, а для ученика, функционирующего в режиме «круть-верть», учитель «плохой»). А порой и вовсе нелепое соображение выдвигают, особенно если учитель молодой: «Да у вас пока своих детей нет, как вы можете чужих воспитывать?!».

Идеальный родитель, во-первых, отчётливо осознаёт свою долю ответственности по воспитанию ребёнка, во-вторых, правильно воспринимает замечания и рекомендации учителей (хоть порой их и не слишком приятно слушать).

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Читайте по теме: