История в стихах

ПедСовет

Объять необъятное. Именно такими словами лучше всего описать процесс изучения истории. В соответствии с современными образовательными стандартами с каждым днем растет объем информации, которую необходимо усвоить ребенку.

История, в этом плане, наверное, является одним из труднейших предметов. Предмет содержит много дат и фактов, а также имен различных исторических деятелей. Если в других гуманитарных предметах допускается иногда легкое отклонение от общепринятых формулировок, то история не терпит иносказаний и неточностей. Информация должна усваиваться без искажения. Как же не потеряться в этом море информации, как запомнить все необходимое?
В процессе своей педагогической деятельности, на уроках истории, я часто сталкиваюсь с тем, что детям достаточно трудно запоминать большие объемы информации, правильную последовательность деятельности исторических личностей. Для решения данной проблемы я обратилась к одному из приемов литературы. Наиболее сложные и объемные темы, с обилием фактов, дат и имен, я облекаю в стихотворную форму. Со стихами каждый из нас знаком с детства, благодаря особому построению строк – рифме, информация, заложенная в них, усваивается быстрее и запоминается надолго. Для написания стихотворения обычно я использую основные имена и факты по теме, это позволяет создать своего рода «якоря» в памяти детей, когда они заучивают стихотворение основная информация в нем, позволяет им вспомнить и другие детали правления, деятельности исторической личности. Факты в стихотворении излагаются в хронологической последовательности, что в свою очередь облегчает учащимся задачу запоминания последовательности жизнедеятельности исторических личностей. Один из вариантов данного приема, я использую при изучении темы «Первые киевские князья» в 6 классе:

Рюрик династию новую основал
И править в Новгороде стал.
Олег на Византию ходил,
Заключил выгодный торговый мир.
Игорь много воевал, но славы себе не сыскал.
Дважды к древлянам ходил,
И смерть от их рук получил.
Княгиня Ольга была мудра, за мужа отомстила она.
Налоговую реформу, через уроки и погосты ввела,
Крещение приняла.
Святослав хорошим воином был,
На «Вы» ко всем ходил.
Византия его печенегам предала,
Раскололась в войне между братьями Русская земля.
Владимир всех победил,
Русь он по-европейски крестил.
Стала христианской русская земля,
Но от язычества долго избавлялась она.
Святополк власть любил
Братьев Бориса и Глеба погубил.
Ярослав справедливость восстановил.
Стала процветать русская земля
Была принята «Русская Правда».

Результатом использования данного приема стало улучшение усвоения материала учащимися. Выучив стихотворение, ученики перестали путать порядок правления первых киевских князей, основная информация, содержащаяся в стихотворении, позволяет им воспроизводить основные заслуги князей. Более того, прием имеет обратный ход. Мной было предложено учащимся, самостоятельно проявить творческие способности и создать свои исторические стихи. Учащиеся откликнулись с удовольствием. Благодаря, этому приему они научились выделять главное в теме, создавать свои собственные «якоря» в памяти. Все это, безусловно, способствует лучшему усвоению информации, и помогает сделать огромный шаг в объятии необъятного — исторического процесса.


Добавить комментарий

Читайте по теме: