Галина Боброва, Галина Морозова, Республика Татарстан
В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 № 1726-р, одним из принципов проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ является разноуровневость, т.е. соблюдение требований, позволяющих учитывать разный уровень развития обучающихся и разную степень освоения ими содержания. Все это определяет одну из проблем современности: как развить познавательные, интеллектуальные, творческие способности детей средствами IT-технологий в условиях учреждения дополнительного образования?
Результатом поиска ответа на этот вопрос и явилась авторская программа «IT-технологии», разработанная сотрудниками Центра внешкольной работы г.Казани: педагогом дополнительного образования Галиной Бобровой и методистом Галиной Морозовой.
Содержание программы организовано по принципу дифференциации в соответствии с определенными уровнями сложности: «стартовым», «базовым» и «продвинутым». Каждый уровень – это образовательный модуль предполагающий использование и реализацию определенных форм организации учебного материала и приобретение конкретных знаний, умений и навыков. Например, образовательный модуль «Мир информатики» («стартовый уровень») предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации учебного материала, минимальную сложность предлагаемых заданий, направленных на формирование начальных знаний в области информатики и информационно-коммуникационных технологий.
Образовательный модуль «Компьютерный дизайн» («базовый уровень») предполагает освоение специализированных программ, изучение основ языка программирования html, формирование умения применять полученные знания и комбинировать их при выполнении творческих проектов.Образовательный модуль «Web-дизайн» («продвинутый уровень») предполагает помимо углубленного изучения специализированных программ «базового уровня», доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в области IT-технологий, формирование и развитие основных навыков проектирования, конструирования, отладки разрабатываемых обучающимися творческих компьютерных продуктов.
Особенностью программы является доступность освоения любого модуля для детей с любым видом и типом психофизиологических особенностей. Сроки реализации образовательных модулей программы «IT-технологии» в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и «уровнями» сложности составляют: «Мир информатики» — три года, «Компьютерный дизайн» — три года и «Web-дизайн» — два года.
К отличительным особенностям относится также включение характеристик «групп влияния» (стейкхолдеров) программы, заинтересованных в результатах ее реализации. К их числу относятся дети, обучающиеся в объединении «IT-технологии», родители, администрация образовательного учреждения, государственные и негосударственные организации.
Впервые разработана собственная матрица разноуровневой программы, описывающая систему разных уровней сложности и соответствующие им достижения участников программы, а также критерии, на основании которых ведется индивидуальное оценивание деятельности обучающихся.
Программа предусматривает участие подростков в обсуждении процесса и совместном анализе результатов деятельности, как группы, так и каждого, с целью формирования адекватной самооценки, умения договариваться друг с другом, обосновывать свое мнение и суждение. Участие в выставках, конкурсах, олимпиадах, научно-исследовательских проектах способствует повышению самооценки и интереса обучающихся к выбранному виду деятельности.
В программе заложены следующие формы подведения итогов ее освоения: на «базовом» и «стартовом» уровнях – итоговое тестирование, на «продвинутом» – защита творческого проекта. По результатам итоговой аттестации выпускники объединения «IT-технологии» получают свидетельства о дополнительном образовании с учетом соответствующего «уровня» освоенности содержания программы («стартовый», «базовый» или «продвинутый»).
Каждому участнику программы предоставляется право на стартовый доступ к любому из «уровней», которое реализуется через организацию условий и процедур оценки изначальной степени готовности к освоению содержания заявленного участником «уровня»: на «стартовый» — без вступительных испытаний; на «базовый» и «продвинутый» — по результатам входной диагностики уровня их информированности и эрудиции в области IT-технологий по тестам итоговой аттестации за предшествующий «уровень» сложности освоения программы.
Программа имеет положительные внутреннюю и внешнюю рецензии и рекомендована экспертами к внедрению в практику работы педагогов дополнительного образования г.Казани и Республики Татарстан.Авторы программы «IT-технологии» награждены Дипломом победителя Республиканского конкурса дополнительных общеобразовательных программ технической направленности в номинации «Лучшая разноуровневая дополнительная общеобразовательная программа технической направленности».
[mailerlite_form form_id=4]