Истоками проступков и правонарушений несовершеннолетних являются отклонения в поведении, которые наблюдаются еще в раннем детстве. И при стечении неблагоприятных обстоятельств роста и развития ребенка в конечном итоге приводят к стойкой недисциплинированности и отставании в учебе. Задержка развития, правило сообразного поведения, неумение подчиняться требованиям соответствующей деятельности (игровой, учебной) со временем вырастают в нежелание считаться с общественными нормами.
Особенности личности ребенка характеризующегося противоречивостью развития – это: во-первых, непродуктивность, затруднительность учебной деятельности и взаимоотношений; во-вторых, особенности поведения:
- подражание отрицательным примерам:
- реакция компенсации или замещения своей несостоятельности в деятельности и отношениях с окружающими;
- реакция увлеченности игрой или удовлетворением других интересов и потребностей в неразумных пределах;
- реакция приспособления или подчинения мнению других;
- реакция ухода из-под опеки, лишенная самостоятельности;
- наличие неблагоприятной обстановки в семье.
В-третьих, доминирующее негативное эмоциональное состояние дезорганизующее ребенка, делающее его педагогически трудным.
Наиболее распространенными методами диагностики психического развития детей с трудностями в учении и поведении являются такие как: наблюдение за детьми в ходе учебных занятий, изучение каждого ребенка как индивидуальности в контексте его жизненных условий, тщательная фиксация различных форм поведения свидетельствующих о плохой приспособленности ребенка к школе.
Самое главное в диагностике — получить не просто фиксацию «зон отставания», структуры дефекта, а структурный анализ динамики становления личности, в контексте которого определяется место и значение дефекта.
В зависимости от основных причин, вызывающих негативные проявления в поведении учащихся школы, проводится психокоррекционная работа.
Первую группу представляют подростки, причиной трудновоспитуемости которых, являются отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы. Для выявления детей требующих медицинской помощи проводится работа, основанная на предварительных гипотезах вытекающих из анализа психолого-педагогических наблюдений и, анализа соответствующих психолого-диагностических методик.
В работе с детьми, имеющими отклонения в поведении по медицинским показаниям, проводятся консультации, разъяснительная работа с учителями с родителями и одноклассниками. Также проводится коррекция отдельных форм поведения, как части общего процесса лечения ребенка. Оказывается помощь классному руководителю в поисках соответствующих способов включения больного ребенка в жизнь классного коллектива.
Вторую группу составляют подростки, у которых сопротивляемость требованиям учителя вызвана неверными формами воздействия педагога на ученика. Трудновоспитуемость такого рода является ситуативной и подростки этой группы не нуждаются в специальных воспитательных мерах. Что касается педагога, то ему необходимо пересмотреть свою позицию и найти выход из создавшейся ситуации. То есть учителю необходимо при взаимодействии с подростком учитывать:
- возрастные особенности ученика;
- уровень семейного благополучия ученика;
- проявлять тактичность к ученику;
- проявлять внимание к эмоциональному состоянию ученика;
- не нарушать границ дозволенного в отношениях педагог – ученик;
- учитывать статус ученика в классном коллективе.
Третью группу составляют педагогически запущенные дети, поведение которых, обусловлено значительными пробелами в овладении морально-этическими нормами, несформированностью навыков нравственного поведения. Такие подростки в силу бесконтрольности и попустительства взрослых нарушают нормы и правила поведения не потому, что отрицают их ценность, а потому, что:
- не научились владеть своим поведением;
- не могут отказаться от сиюминутных желаний ради необходимости выполнения должного действия.
В отношении Ⅲ группы педагогически запущенных детей работа проводится на основании запросов касающихся детей, которых подозревают
в токсикомании, склонности к алкоголизму, ведущих раннюю половую жизнь, участвующих в неформальных объединениях криминального характера – замеченных в воровстве, бродяжничестве, хулиганских действиях.
В каждом конкретном случае проводится анализ причин отклоняющегося поведения по следующим направлениям:
- особенности семейного окружения, школы;
- влияние неформальных групп;
- психологические особенности явления;
- а также патопсихологическая природа нарушений (Карта наблюдений Д. Стотта, методика экспресс – диагностики характерологических особенностей Айзенка).
Анализ причин отклоняющегося поведения подростков школы позволяет сформировать соответствующие механизмы педагогических воздействий на нарушителей, проводить консультации учителей и родителей, диагностировать степень отверженности личности, выявить психологические причины изолированности, проводить тренинги общения с включением их в группу сверстников.
Если выше изложенные способы коррекции поведения подростка не дают должных результатов (по независящим от нас причинам), мы объединяем свои усилия в борьбе с противоправным поведением с инспекцией по делам несовершеннолетних.
В четвертую группу входят собственно трудновоспитуемые подростки, у которых сопротивляемость педагогическим воздействиям обусловлена изменениями личности связанными с искажением представления о своих взаимоотношениях с окружающими, нарушением межличностных отношений.В работе с детьми этой группы требуется перестройка нравственных представлений и качеств личности, т.е. перевоспитание.
Подростки этой группы не принимают замечаний и требований педагога, какими бы справедливыми они не были. Они всегда уверены в своей правоте и всегда находят оправдание даже самим неприглядным своим поступкам. Причину своих неудач такие подростки, как правило, ищут во внешних обстоятельствах: чрезмерных учебных нагрузках, несправедливости учителей. В результате формируется неадекватное отношение этих учащихся к своим результатам учебной деятельности, которое становится причиной нарастающего их сопротивления педагогическим воздействиям, направленным на повышение успеваемости.
Эта неадекватность, прежде всего обусловлена притязаниями обучающихся на высокую оценку своих личностных качеств. Трудновоспитуемые подростки не признают своей принадлежности к категории «плохих» субъективно приравнивая себя, по своим личностным качествам к хорошим ученикам. То, что подросток не видит подтверждения такому представлению о себе со стороны окружающих, вызывает у него чувство протеста. Считая себя незаслуженно низко оцененным («я хороший») ученик начинает проявлять агрессию по отношению к тем, кто их так оценивает. Упрямство и противопоставление своего поведения общепринятым нормам, есть следствие невозможности добиться положения хорошего, достаточно успешного ученика. В итоге такой школьник вообще игнорирует все воспитательные воздействия, которые содержат в себе отрицательные отзывы о нем путём непринятия того, что ему предлагают, или путем прямого избегания общения (прогулы уроков, побеги из дома).
В отношении трудновоспитуемых подростков очень важно осуществлять раннюю диагностику отклоняющегося поведения у школьников (социометрия, карта наблюдений, самооценка личности и т.д.), что дает возможность осуществлять профилактику возникновения девиантного поведения, а также дает возможность учащемуся исправиться. В противном случае запущенные формы отклоняющегося поведения могут привести к деградации личности.
Суть перевоспитания состоит не в ломке механизма психологической защиты от отрицательных оценок, а в том, чтобы способствовать его нейтрализации. Нужно начинать со смены системы отношений учащегося к себе и другим.
В первую очередь, вокруг такого школьника необходимо создавать атмосферу доброжелательности и эмоциональной поддержки. Это позволит снизить напряжение, настороженность ученика в отношениях с учителями и одноклассниками, а также избавит его от необходимости включать свои психологические механизмы защиты от отрицательных эмоций.
Во-вторых, необходимо включить трудновоспитуемого ученика в систему многостороннего оценивания (через 2-3 недели после начала работы по перевоспитанию). Суть системы многостороннего оценивания состоит в том, что ученик оценивает себя и других сам и его оценивают другие с разной степенью объективности, что даёт ему возможность выбрать самому адекватный эталон оценки. Всё это позволяет создать у ученика впечатление свободы от ограничений со стороны взрослого, иллюзию независимости от отрицательной оценки педагога. Для трудного подростка позиция оценивающего не привычна и престижна, что обеспечивает возможность побудить его к анализу полученных результатов.
В-третьих, необходимо организовать индивидуальную помощь ученикам, которые в ней нуждаются, которые отстают в учебе по каким-либо предметам.
Лучше всего осуществлять эту помощь шефами – старшеклассниками, что превращает дополнительные занятия в престижно-привлекательные.
Применение выше изложенной системы работы педагогов с трудными учащимися уже через полгода дает возможность сформировать у подростка адекватное отношение к своим успехам и неудачам, наладить межличностные взаимоотношения.
[mailerlite_form form_id=4]