Понимая необходимость выполнения данного направления, я поставила перед собой следующие задачи:
- создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей; создать банк данных одаренных и высокомотивированных учащихся;
- организовать работу с одаренными детьми через систему учебной и внеурочной деятельности;
- способствовать развитию творческой одаренности учащихся через систему дополнительного образования.
Я стремлюсь к достижению следующих целей:
- раскрытие творческого потенциала личности;
- развитие познавательных и творческих способностей учащихся с различным уровнем одаренности.
Работая в данном направлении, я руководствуюсь следующими программно-методическим обеспечением:
- Устав школы;
- Программа «Одаренные дети»;
- УМК «РС Л.В.Занкова» (развитие всех, даже самых слабых учащихся, а мотивированным учащимся позволяет в полной мере раскрыть свои способности и возможности);
- Отбор, регулярное пополнение, изучение методической литературы по данной теме;
- Медиаресурсы , возможности Интернета.
В период подготовки детей к обучению в 1 классе в Школе будущего первоклассника я начинаю работу по выявлению способностей будущих первоклассников. Совместно с педагогом-психологом проводится первичная диагностика и определяется интеллектуальный уровень детей. По полученным результатам проходит собеседование с родителями о потенциальных возможностях детей, предлагаются рекомендации учителям, которые будут учить детей в 1 классе, и рекомендации родителям по особенностям воспитания и работы с их конкретным ребёнком. Эта работа продолжается в течение обучения ребенка в начальной школе.
Составляя программы по предметам и воспитательную программу классного коллектива, приходится уделять особое внимание работе с одаренными и высоко мотивированными учащимися и их родителями.
Работа с одаренными детьми на уроках включает:
- Использование современных образовательных технологий и методов:
-технологии развивающего и проблемного обучения,
-технология критического мышления,
— информационно-коммуникативные технологии,
— здоровьесберегающие технологии,
-технология дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребенку;
— деятельностный метод,
— проектная и исследовательская деятельность учащихся;
- Работа на уроке «консультантов» (мотивированные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в образовательном процессе);
- Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и
самостоятельных работ по разным предметам;
- Предложение учащимся индивидуальных домашних заданий повышенного уровня, творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива).
Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют:
- Внеклассная работа по учебным предметам (недели и декады по русскому языку, математике, окружающему миру и экологии, краеведению, ПДД, технологии и ручному труду, английскому языку);
- Выставки творческих работ учащихся (выполненных в кружках, Домах творчества, школах дополнительного образования; по изобразительному искусству, технологии);
- Участие в школьных, районных, городских предметных олимпиадах, марафонах и конкурсах (по русскому языку, математике, окружающему миру и экологии, ПДД, технологии, английскому языку, Марафон учеников – занковцев);
- Активное и результативное участие во Всероссийских, международных интеллектуальных конкурсах, («Русский медвежонок», «Кенгуру», «Кенгуру – выпускникам», «Совенок», «Английский бульдог»), в многоэтапном дистанционном интеллектуальном и творческом проекте для младших школьников «Эрудит-марафон учащихся (ЭМУ)»;
- Активная проектная и исследовательская деятельность учащихся 2-4 классов на уроках и во внеурочной деятельности, представление и защита работ на научном обществе младших школьников и школьной конференции «Первые шаги в науку»;
- Участие в школьном интеллектуальном конкурсе «Ученик года»;
- дистанционные курсы интеллектуальной и творческой направленности (по выбору детей).
Развитие творческой одаренности через систему дополнительного образования
- Использование программ дополнительного образования для индивидуального развития творческой личности одаренного ребенка:
- Расширение на базе школы сети кружков, секций, клубов по интересам по социальному запросу родителей и учащихся.
Система дополнительного образования используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого учащегося.
Большое внимание приходится уделять работе с родителями. Опыт показывает, что развитию одаренности мотивированных учащихся способствуют высокие познавательные интересы родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная деятельность — общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения. Отношение к школьному обучению у родителей этих детей никогда не принимает самодовлеющего характера. Содержательная сторона развития ребенка для них всегда более приоритетна, чем отметки сами по себе. В этих семьях между родителями и детьми отмечается значительно меньшая дистанция, сам факт сокращения которой может носить не только явно позитивные, но подчас и негативные черты.
Работа с родителями в данном направлении включает:
- Проведение тематических родительских собраний «Роль семьи в формировании личности одаренного ребенка», «Домашний эксперимент: «Какая у нас семья?», «Одаренный ребенок. Какой он?», «Развитие творческого потенциала младших школьников». и т.п.);
- Групповые консультации для родителей «Современная семья: трудности и надежды», «Воспитательный потенциал семьи», «Одаренный ребенок в семье и в школе» и др.; консультации
по запросам родителей и индивидуальные встречи с родителями;
- Проведение совместной с родителями начальной школы школьной научно-практической конференции по теме: «Гендерное воспитание».
Практика показала, что можно получить хороший результат, если будет тесное сотрудничество учителя и родителей.
Результаты участия обучающихся в мероприятиях различного вида фиксируются в личных портфолио детей с 1 по 4 класс. Портфолио передается в среднее звено, где ученик продолжает его пополнять.
Я и мои коллеги поощряем детей грамотами и дипломами, благодарностями. Награждение проходит торжественно на общей линейке учащихся начальной школы, что является особо значимым для наших детей. Награды собираются в портфолио.
В каждом классе начальной школы (начиная с 1 класса) в сентябре и в мае я провожу диагностику школьной мотивации и познавательной активности учащихся. Более половины учащихся (50-58 %) имеют высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. От 30 до 36% ребят показывают хорошую школьную мотивацию. От 6% до 13% детей имеют положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Менее 7% составляют учащиеся с низкой школьной мотивацией. Таким образом, можно сделать вывод, что детям в школе комфортно, им интересен в целом учебно-воспитательный процесс. Я стараюсь развивать и поддерживать познавательный интерес учащихся и удерживать высокий уровень школьной мотивации.
Дети быстро взрослеют. Жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А каждый ребенок талантлив по-своему. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей, безусловно, важный вопрос. Наша задача – так построить учебную и внеучебную деятельность, воспитательную работу, чтобы любые индивидуальные особенности детей, содержащие в себе ростки опережающего развития в той или иной области, были замечены, развиты и реализованы в нашей педагогической деятельности с этими детьми.