«Дети читают в телефонах»: школьные библиотеки на грани вымирания. Что с ними не так?

Новости

Российские школьные библиотеки ждут масштабные обновления и реформирование — об этом заявил глава Российского книжного союза Сергей Степашин после выступления на Совете по поддержке русского и других языков народов России.

Однако до полной модернизации пока далеко: представители отрасли делятся проблемами, с которыми сталкиваются школьные книгохранилища.

О том, что мешает библиотекам развиваться, рассказала Ольга Кочеткова, заведующая библиотекой школы № 536 из Москвы.

1. Нет систематического комплектования

Еще 20 лет назад библиотекари регулярно ездили на книжные базы, чтобы самостоятельно выбирать литературу, соответствующую возрастным особенностям учеников. Сегодня такой практики почти нет.

«В советское время мы получали книги ежемесячно — и для начальных классов, и для старшеклассников», — отметила Кочеткова.

2. Устаревший фонд

Школы практически не получают новых изданий художественной литературы. Частные образовательные организации могут позволить себе закупать современные книги, но большинству муниципальных учебных заведений это недоступно.

«Мы обычная рядовая школа, и средств на покупку не хватает», — говорит библиотекарь.

Иногда уроки литературы проходят без бумажных книг вообще: дети читают тексты в телефонах, что, по её мнению, сильно снижает уровень вовлечённости.

3. Не хватает литературы для младших школьников

Больше всего книг требует начальная школа — именно в эти годы формируется интерес к чтению. Но выпуски детских книг, красочных сборников сказок и повестей практически отсутствуют.

«Нам важно, чтобы дети росли среди книг. На перемене впустишь несколько малышей в библиотеку и приучаешь к чтению. Но для «началки» нет ни красочных изданий, ни сказок. А потом мы удивляемся, почему дети, да и взрослые тоже, не читают», — сетует Кочеткова.

Чтобы поддерживать интерес детей к книгам, она проводит тематические мероприятия, такие как «Праздник посвящения в читатели». По её мнению, такие инициативы должны стать частью государственной политики.

4. Тесные и неудобные помещения

Многие школьные библиотеки находятся в маленьких кабинетах или даже на верхних этажах зданий, что делает их малофункциональными. В таких условиях невозможно организовать читальный зал или уголок для мероприятий.

«Когда проектируют школы, место для библиотек иногда отводят на верхних этажах. Библиотека на первом этаже — более удобный вариант, туда приходят дети с продленки, которые ждут родителей. В читальном зале с ними занимаются библиотекари», — добавила специалист.

5. Отсутствие квалифицированных кадров

В школьные библиотеки часто принимают людей без профильного образования. Это приводит к тому, что работа с фондами ведётся неквалифицированно, а возможности методической поддержки остаются невостребованными.

6. Устаревшее оборудование и техника

Нехватка принтеров, компьютеров, сканеров, мультимедийных средств и элементарной библиотечной мебели значительно ограничивает возможности работы. Выставки приходится оформлять вручную, так как отсутствуют даже простые стеллажи.

«Выставки к знаменательным датам приходится оформлять вручную. Благо, я сама и пишу, и рисую, и оформляю», — с грустью констатирует Ольга Кочеткова.

Есть ли надежда?

Несмотря на трудности, первые шаги в сторону обновления уже сделаны. В последнее время школы стали получать научно-популярную и патриотическую литературу, включая качественные поэтические сборники и фотоальбомы. Правда, предыдущее поступление было три года назад.

Добавить комментарий

Читайте по теме: