Работаю в школе второй год. Второй год, как закончила педагогический университет. Идти в школу не боялась: зачем бояться — окончила педагогический вуз, все, что должен знать педагог, все изучила, получила диплом. В школу пришла с чистым сердцем и спокойной совестью. Дали мне помимо урочной нагрузки еще и классное руководство… И практически в первый день поняла, что школьной специфики не знаю, нюансов школьной работы- тоже, и что делать с классом тоже не понимаю. ФГОСы, внеурочная деятельность, кружки, обучение детей с ОВЗ, классное руководство, кружок по истории (историю преподаю), работа с родителями …. Все закружилось в голове. Сразу встал вопрос: «Что делать?» Раз спросила у старших коллег, два спросила, третий раз подходить уже сложно и стыдно. А мне далеко не три раза хотелось спросить! И ведь «спросить» по сути – это просьба объяснить, что и как. Это не секундочка, и не минуточка, и даже не часок. А у учителей и так дел полно, не до меня!
К чему я это все говорю? Все просто: молодому учителю в начале работы в школе (именно в начале работы в школе, а не на практике!) нужно просто «ликбез» проходить. Не книжки давать читать, а направлять на курсы, в которых все простым и доступным языком рассказать, например, что такое ФГОС и зачем он нужен, какое отношение он имеет к повседневной работе учителя, где, в каком документе его учитывают, что в нем важного и т.д. Не теория вопроса о ФГОСах, а именно с точки зрения его практического применения. Могу ли я изучить документ сама? Могу! А дальше – то что? Что с ним делать – то с этим документом и его содержанием?!
А таких вопросов как ФГОСы, оказывается, в деятельности учителя столько, что просто за голову хватаешься. А все надо делать срочно и сейчас! А как это сделать, как ориентироваться, если для тебя ВСЕ новое! И куда не повернись – ничего не понимаешь и не успеваешь! И главное то, что всегда меня выручало в таких ситуациях – «иди читай и учи» — тут не работает, так как времени у тебя на это нет совсем, а школьная жизнь летит стремительно как локомотив. Да и не факт, что пойдешь и поучишь, тебе поможет. Это еще и понять надо, и к школьной жизни «приложить». Весь первый год в перерыве между уроками мечтала, что сейчас придет кто – то и расскажет, и покажет мне, что надо делать, и пояснит все, что мне не понятно. Решила, что как только закончится учебный год, сразу пойду на курсы учиться. Вот только еще не решила на какие. Мне ведь надо все и сразу! Но по деньгам такое не потяну.
От своих мечтаний очнулась весной, когда кто –то из коллег прислал мне ссылку на Конструктор курсов повышения квалификации от Моего университета (видимо, надоела уже со своими вопросами!). С тяжелым сердцем села смотреть этот конструктор, так как думала, что выбрать все и сразу не смогу. Поэтому для меня и тема курса важна, и его стоимость – тоже.
Разобралась с конструктором курсов не сразу. Честно скажу, что с первого раза ничего не поняла кроме того, что мне это по карману. Сижу смотрю на страницу конструктора, а в голове одна фраза из известного фильма: «Куда бедному крестьянину податься?» Что значит самой выбирать, чему учиться? А как я это могу сделать, если в школе первый год работаю. А вдруг неправильно это сделаю? Что выбрать? Как выбрать? В какой последовательности?.. На следующий день просто отложила все дела и стала изучать содержание конструктора для 5 – 11 классов: основной и старшей школы.
Для меня важно то, что название каждого модуля – это отдельная тема, отдельная сторона деятельности учителя. Сам модуль маленький, в нем все очень кратко по самой сути, например, опять же по ФГОС: что такое ФГОС и зачем он нужен, где, в каком документе его учитывают, что в нем важного, что учителю о нем надо знать и т.д. И так по всем аспектам деятельности учителя – урочная и внеурочная деятельность, индивидуальная работа с учащимися, рабочая программа по предмету и внеурочной деятельности, современные образовательные технологии и т.д. и т.п.
Знаете, меня покорила вот эта «точечность» конструктора, то есть точность темы, которой посвящен каждый модуль, информация о его содержании. Мне не пришлось гадать, что есть в предложенном модуле, а просто прочитать его содержание и выбрать то, что мне нужно сейчас или что именно сейчас готова изучить. Например, внеурочная деятельность: сначала выбрала модуль о том, что это такое, как она реализуется в школе, а затем уже как ее можно реализовать, какие документы оформлять и т.д. Ранее смотрела курсы по внеурочной деятельности, но они все большого количества часов (соответственно и стоили…), но по содержанию очень разные и для того, чтобы узнать все, что мне хотелось о внеурочке, нужно было покупать несколько таких больших курсов. Но мне этого не надо! Мне надо, как оказалось, ровно столько, сколько дано в модулях конструктор: точно, четко, актуально, в соответствии с нормативкой по внеурочной деятельности. Никаких общих слов, все по делу!
Конечно, мне многие модули понравились, но все сразу изучить — на это время и силы нужны. Мучилась сначала, решала в какой последовательности все это изучать, а потом решила для себя, что так как урок -основной вид деятельности учителя, то с него и начну. А дальше приходила в конструктор и последовательно выбирала из него нужные для меня темы (а они все нужные, как оказалось!). Да, не один раз приходила, а три-четыре. Сначала как – то неудобно было, что опять и опять приходила. А потом освоилась! Ну и что, что еще раз пришла. Сколько надо, столько и пришла!
А потом, уже летом, увидела еще другие модули конструктора мне нужны/интересны: и по работе с детьми с ОВЗ, воспитательная работа. После этого и классное руководство смысл приобрело, и система в работе появилась, а то тыкалась как слепой котенок или «штормило» меня: то в одну сторону кинусь в работу с классом, то с в другую. Кстати, после изучения тем по классному руководству по обновленным ФГОС рассказывала учителям в школе, что поменялось в деятельности классного руководителя: что делать и какие инструменты использовать. «Какие нынче молодые специалисты пошли!» — сказали. Стали спрашивать, где узнала, как успела так быстро изучить столько проблем, где найти эти материалы. Вот так!
Мне еще и то понравилось, что все материалы в модулях и темах по самым последним нормативным документам, то есть все актуальные, а не стародавние. Теперь понимаю, почему программы внеурочной деятельности определенных направлений и количества часов, почему одни темы программ можно выбирать, а другие не рекомендуется, чем отличается внеурочная деятельность от дополнительного образования, какова должна быть структура урока и как его организовать и т.д. и т.п.
Пришла в конструктор и в сентябре: методическую работу изучаю (вопросы непрерывного повышения квалификации, индивидуальной траектории повышения квалификации, подготовку к аттестации). На очереди – обучение в начальной школе (чтобы понимать вопросы преемственности между уровнями образования) и дополнительное образование (как оно реализуется в школе и вне его, как взаимодействует с общим образованием, в чем это выражается).
И как-то на душе спокойно стало и уверенности в себе прибавилось, когда стала изучать материалы конструктора. Кстати, там есть возможность и вопросы задать, и к эксперту обратиться. Практические материалы можно получить- я этим воспользовалась, конечно. А обращение к эксперту понадобилось, когда уроки проектировала, индивидуальный образовательный маршрут ученика с ОВЗ и ученика без ограничения по здоровью составляла.
И заметьте: никого в школе лишний раз не побеспокоила своими вопросами, если только уточнить какие – то моменты, но это по времени — минутка или две. И после этих уточнений на меня старшие коллеги по – другому смотреть стали: «Девочка – то «выросла»!» — говорят. А я сама успокоилась, паника куда – то пропала и уверенно иду в школу, и не чувствую себя в школе «инородным элементом», как это было раньше. А это все благодаря конструктору курсов повышения квалификации от Моего университета!
Хочу выразить благодарность Моему университету за конструктор курсов повышения квалификации!
Если бы сейчас меня спросили, что для меня конструктор курсов повышения квалификации Моего университета, я бы ответила следующее:
Это спасение и помощь в самый трудный период моей жизни — начала работы в школе!
Это путеводная звезда!
Это введение в профессиональную деятельность для молодого педагога!
Уважаемые специалисты и методисты Моего университета! Хочу сказать Вам спасибо!
Спасибо за прекрасную идею конструктора курсов повышения квалификации!
Спасибо за предоставленные материалы!
Спасибо за то, что Вы думаете о нас, молодых педагогах, и всегда готовы помочь!
Спасибо за приобретенные уверенность в работе и профессии учителя!
Спасибо за внимание и обязательность!