Ольга Кряжевских
Это одно из самых страшных слов в мире! Я счастлива, что у меня живы и здоровы мама с папой, что сейчас не ведется каких-либо активных военных действий, что могу наслаждаться прекрасными пейзажами нашей Родины. А ведь более семидесяти лет назад все было иначе!.. Возможно, сейчас у нас не было бы чистого и мирного неба над головой. Но тогда, в 1941-45 гг., советские солдаты отстояли честь России. В рядах этих героев был и мой дедушка — Васёв Адольф Иванович, о котором хочу немного рассказать.
Никогда его не видела, так как умер он раньше, чем я родилась. Мой дедушка, как, наверное, и все ветераны, очень не любил говорить о войне. Мог поделиться чем-то и тут же замолчать… У папы воспоминаний немного, но и они уже дают возможность представить то, что война – это ужасное событие в жизни отдельного солдата, семьи и страны в целом… Этих рассказов хватает, чтобы осознать и понять, что мой дедушка Герой.
Мой дедушка — Васёв Адольф Иванович родился 12 марта 1925 года в городе Кизел, Пермской области. Мама – Анна Митрофановна, домохозяйка. Папа – Иван Федорович, работал бухгалтером. Братья старший — Александр, средний — Валентин и сестра Ида. Когда прабабушка была беременна в третий раз, она очень хотела девочку, уже и с именем определились, но родился дедушка Доля. Бабушка решила, что судьба такая, что женская ее ДОЛЯ парней рожать. Поэтому и имя у дедушки Доля. Только в военкомате его записали — Адольф.
Когда началась война, в 1941 году, в город Кизел эвакуировали Киевский станкостроительный завод им. М. Горького. Мой дедушка работал электриком на этом заводе до своего призыва. Во время войны один из братьев дедушки – Валентин, воевал в Мурманске в войсках НКВД. Другой – Александр, воевал в составе 3-го Украинского фронта.
Через месяц после своего 18-летия, а именно 12 апреля 1943 года его призвали на действительную службу и направили в часть. 1 мая 1943 года он принял присягу и был определен в артиллерийский полк наводчиком (апрель 1943 — декабрь 1946). В Великой Отечественной Войне он участвовал с июля 1943 года по 9 мая 1945 в составе 3-го Украинского фронта, 67 гвардейской артиллерийской дивизии.
После войны служил 4 года, окончил школу авиаспециалистов (декабрь 1946 – декабрь 1947) – получил специальность моторист авиационной истребительной авиации. В военной части 1669 был авиамотористом с декабря 1947 по апрель 1949 года.
Во время службы участвовал в самодеятельности, так как умел играть на гитаре и имел хороший голос. Голос ему достался в наследство от своего отца, моего прадеда – Ивана Федоровича, который в свое время имел редкий баритон и пел в церковном хоре.
После войны в 1949 году устроился в шахту, но у него обнаружили открытый туберкулез (последствия войны), вывели на «гора» — поверхность, запретили работать под землей. После этого он работал в различных организациях Кизела, в том числе мостил дороги – мостовщик.
У дедушки жену звали Евдокия Александровна, у них двое детей: Владислав и Елена. Владислав Адольфович – мой папа! Папа всегда с гордостью рассказывает о моем дедушке, всегда звучат теплые слова в его адрес.
Однажды папа рассказал, как в послевоенное время дедушка давал интервью корреспонденту местной газеты. Папа бережно хранит вырезки из той газеты, где дедушка описывал свои воспоминания о войне — «Вспоминая 1943-й…».
Вот что там было написано: «Я прощался с Уралом в Чебаркуле, под Челябинском. Места там чудеснейшие: лес, озёра вокруг, горы. Но шёл 1943-й год… Нам было не до красот природы. Нас ждал фронт. И мы, восемнадцатилетние мальчишки, мечтали быстрей попасть на передовую, чтобы крошить немецкую армию.Когда прибыли на фронт (это было под Харьковом), я попал в 42 противотанковую истребительную бригаду 4-й гвардейской армии… Шёл третий год Великой Отечественной войны. Позади были разгром фашистов под Москвой, легендарная битва на Волге, Курско-Орловская дуга. На стволах орудий и на башнях танков воины писали: «На Берлин!». Но враг еще был силён, по-прежнему коварен и злобен. Впереди нас ждали сражения за освобождение Европы, за избавление человечества от угрозы германского фашизма.
Освободив от неволи многие города: Одессу, Днепропетровск, Харьков, Кишинев – я вместе с гвардейскими частями пошел по земле Европы. Куда только не забрасывала меня солдатская судьба! Я шёл дорогами Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии… Европа, освобождённая советскими солдатами от неволи, ликовала: нас всюду встречали с цветами и улыбками на лицах! Народ радовался свободе, а в советских солдатах он видел освободителей!..
На одной развилке военных дорог в Югославии я встретился с братом Александром. Он ушёл в армию в 1941 году, мы не виделись много лет и не имели связи. Но правильно говорят: «Гора с горой не сходится, а человек с человеком свидится». Сколько было радости! Я рассказал о матери, о Кизеле, о том, что и третий брат тоже воюет»…
Когда прочитала статью, меня захлестнула буря эмоций! Я восхищаюсь храбростью и героизмом моего дедушки! К тому же сохранились некоторые награды (медали), именное благодарственное письмо, вырезка из газеты, несколько фотографий и воспоминания об Адольфе Ивановиче. Я считаю, что всё это – малая частичка деда, которая мне очень-очень дорога…
Кстати, что касается наград… Как-то раз папа ответил на мой вопрос о том, были ли у дедушки, например, ордена (может быть, они просто-напросто были утеряны)? Папа сказал, следующее, что после каждого успешного боя при награждении выживших и проявивших себя солдат, дедушку всегда пропускали. Командир представлял деда ко многим наградам и орденам, а «свыше» не пропускали и отказывали, обосновывая это тем, что имя у дедушки «антисоветское»… Оказывается, что Адольф Иванович, применив солдатскую смекалку, смог обезвредить целую группировку фашистов! В благодарность за этот подвиг руководство хотело присвоить молодому сержанту Васёву звание Героя Советского Союза, но Кремль дал отказ, так как сержант, который носит имя врага Советов (Адольф), не достоин такого высокого звания…. Не раз дедушку представляли к званию, но каждый раз представление зависало в различных инстанциях. Да, очень обидно за деда, хотя здесь он ни в чём не виноват, а наказание понёс серьёзное: получил душевную травму. Но с системой не поспоришь.
Медаль «За отвагу» он все таки получил. 11 января 1945 года в селе Замоль, в ходе ожесточенных боев им были уничтожены бронетранспортер и 7 человек немецких солдат — об этом свидетельствует наградной лист.
Папа рассказал историю, которая произошла с дедом. При форсировании реки Дунай, дедушка остался жив, только потому, что старшина (к слову сказать, старшине было 25 лет) приказал обвязаться пустыми фляжками, так как дедушка плавать не умел. Переправа проходила ночью под обстрелом, поэтому, куда плыл и зачем, не понимал, просто плыл вперед. Темень, обстрелы, крики, шум, вой, люди тонут. Одним словом — страшно. Не дай, Бог, такому повториться.
Папа рассказывал мне, что после войны, когда дедушка работал, детвора во дворе всегда с нетерпением ждала его и с завидным постоянством стучала бабушке в дверь, спрашивая «А деда Доля дома?». Их счастью не было предела, когда он всё-таки приходил и собирал толпу (человек 30 ребятишек) и вел их купаться на котлован, так как без него родители детей одних не отпускали.
Мой дедушка очень любил детей. Поэтому он свободное время уделял им. Каждый год для детворы строил ледяные горки, ровнял их и заливал сам, никому не доверяя.
И жаль, что я не застала своего дедушку. Если честно, то немножко завидую тем, кто имеет возможность непосредственно поддерживать контакт с родственниками, прошедшими Великую Отечественную войну и живущими в здравии.
Напоследок хочу дать совет: будьте терпимее к ветеранам, цените и любите их!
Не опоздайте…