При жизни Василий Иванович был скромным человеком, и мы, его ученики, даже не подозревали о том, что живем рядом с героической личностью. Порой нам не хватает времени и желания узнать о рядом живущих побольше, а когда они уходят из жизни, вдруг с болью в сердце понимаешь, как много потерял не поговорив, не уделив внимание, не расспросив о самом важном.
К сожалению, жизнь хороших людей зачастую бывает слишком короткой, и мы многое узнаём о нем уже из рассказов-воспоминаний его родственников.
Так случилось и с нашим учителем. Пока он был рядом, приходил на уроки, нам казалось, что мы, собственно, всё о нем знаем, но прошло время…мы повзрослели, а его не стало, и лишь теперь мы по крупицам восстанавливаем все этапы его, как оказалось, героического жизненного пути.
Лутов Василий Иванович родился в 1923 году в нашем селе, здесь же закончил школу-восьмилетку и, как многие его сверстники, решил связать свою жизнь с родным колхозом, стать для него нужным человеком, а для этого поступил в ветеринарный техникум, который находился в районном центре, городе Новоузенске.
Но не вышло закончить это учебное заведение молодому деревенскому парню, началась Великая Отечественная война, ушли на фронт многие односельчане Василия Ивановича, он тоже не мог остаться в стороне. В военкомате ему дали предписание в танковое училище города Саратова, где молодой боец проучился год, а в 1943 году его мобилизовали на Южный фронт в танковую бригаду механиком водителем легкого танка.
Многое пришлось увидеть и пережить молодому бойцу.
Василий Иванович вместе со своими танкистами форсировал знаменитый Сиваш, где получил первое ранение и первая большая награда Родины. Василию Ивановичу вручили Орден Красной Звезды. Затем была Белоруссия, которая на всю оставшуюся жизнь запомнилась парню и стала причиной того, что за одну ночь командир стал седым. В болотистых лесах Белоруссии шли тяжелые бои, и чтобы выиграть время и обмануть противника командование отдало приказ бригаде Лутова провести танки по болоту, чтобы обезвредить противника внезапным ударом. Василий Иванович к тому времени уже командовал родной танковой бригадой, и зная коварство болотистой местности, был категорически против этого переброса танков, не смогут они пройти, потонут в болоте. Но вышестоящее начальство не сочло нужным прислушаться к мнению молодого командира. Приказы не обсуждаются. Тогда Василий Иванович предъявил встречное требование о письменном изложении приказа, что и было сделано.
Тысячу раз оказался прав Василий Иванович. Болотистая почва сделала своё коварное дело – танки начали тонуть. Спасти их уже не было ни времени, ни возможности, потому что начался тяжелый затяжной бой. Бойцы мужественно сражались и сумели, несмотря ни на что, выиграть это сражение.
Но судьба сыграла злую шутку над командиром лёгких танков: его обвинили в превышении власти и приговорили к расстрелу за утопленные танки. Доказать, что это был приказ свыше было почти невозможно, ведь в военное время все решал трибунал, а он был жесток, ссылаясь на то, что на войне все не так, как в мирное время. Распоряжение начальства, которое было отдано танкистам перед боем, было утеряно, а на слово в такое время и при таких обстоятельствах, конечно же, никто не поверил, хотя свидетелей было предостаточно. И всё было бы закончено, но опять же рок судьбы или обыкновенная справедливость… Но разобрались с этим делом в военной прокуратуре, и Василия Ивановича оправдали, и служба продолжилась.
Уже в послевоенное время со слезами на глазах вспоминал об этом командир, иногда рассказывая о войне своим сыновьям, которые с огромной гордостью за отца, слушали эти редкие рассказы и мечтали быть похожими на героя.
Много всего было на той войне, наверное, многое не рассказал Василий Иванович. Не знают его родные подробностей того, как чуть не замерзли бойцы под снегом в Крыму, буквально завалило их снегом и много времени и сил потребовалось, чтобы выйти из его плена. Никто и предположить не мог, что на самом юге страны за одну ночь снег выпал на столько, что завалил палатки, в которых отдыхали бойцы, и что с ним нужно было, в буквальном смысле, бороться, чтобы спасти людей. Даже жертвы были от этого снега, люди задохнулись прежде чем подошла помощь.
Не одно ранение пережил наш учитель, был и контужен, но война продолжалась, и каждый раз после госпиталя он возвращался в боевой строй к своим танкистам.
Войну Василий Иванович закончил в Польше. Как и все его бойцы радовался победе, обдумывал дальнейшие планы на жизнь. Годы тяжелой военной поры полностью перевернули всё начатое до неё. Но на родину боец вернулся лишь в 1946 году. После Польши, где командир вместе со своими солдатами-танкистами встретил победу, его перебросили в Германию. Много воспоминаний и фотографий было связано с этой порой его солдатской жизни. И вот долгожданное возвращение на Родину.
Василий Иванович решил не возвращаться в ветеринарию, а пошел учиться в Аткарское педагогическое училище, а после его окончания посвятил свою жизнь школе и детям. Он вернулся на свою малую родину и вначале работал в Пограниченской школе учителем младших классов.
Как я по-хорошему завидую тем ребятам, на уроки к которым приходил герой войны! При теперешнем дефиците мужского контингента в наших школах воистину позавидуешь тем мальчишкам и девчонкам, которые могли не только увидеть таких легендарных людей, но и общаться с ними, многое от них узнавать. А Василий Иванович мог рассказать немало, но никогда не любил рассказывать о войне, наверное, чтобы лишний раз не бередить того, что было так тяжело вспоминать.
Уже женатым человеком Василий Иванович вернулся в свою родную Дмитриевку и стал и здесь работать учителем, но теперь уже поступив заочно на физико-математический факультет педагогического института в городе Саранске. Подрастали его сыновья и дочь, в школе вместе с мужем работала и жена Анна Петровна. Семья гордилась своим отцом, было что принять по наследству детям, было за что уважать своего супруга и Анне Петровне. Любили своего учителя и ученики.
Особенная гордость вливалась в их сердца, когда Василий Иванович одевал все свои награды в день празднования Победы! Не каждый день увидишь такое! Самыми высокими наградами, которыми и сам Василий Иванович гордился больше всего, были Орден Красной Звезды и Орден Великой Отечественной войны. А еще многочисленные медали, которые не все умещались на строгом костюме ветерана. Все мальчишки и даже девчонки мечтали быть такими же героями, как и их учитель, все, без исключения, хотели быть на него похожими.
Уже прошли годы с тех пор, как нет рядом с нами нашего легендарного учителя, но остались сыновья и внуки, остались его ученики, они помнят Василия Ивановича, чтят память о нем, а главное многие продолжают его учительское дело.
[mailerlite_form form_id=4]