Хвалить или не хвалить, вот в чем вопрос для большинства учителей. Как часто их хвалить, и как лучше это делать?
Все любят, когда их хвалят за успехи: это важная часть нашей самооценки и уверенности себе. Без похвалы на уроке не обойтись, иначе в классе мы создадим холодную и неприятную атмосферу. При правильном использовании похвала мотивирует учащихся и создает хорошую рабочую атмосферу в классе. Но незаслуженная похвала, которую ученики легко распознают, способна все испортить.
Как начинающий учитель, я часто использовала похвалу сверх меры. Я хотела, чтобы ученики выкладывались на полную и показывала им, что ценю каждую их попытку, и прибегла к самому простому способу: хвалить, хвалить и еще раз хвалить. Я хвалила даже самые бессвязные и странные ответы. И однажды мне это аукнулось: мои ученики стали ленивыми и даже не пытались отвечать на вопросы.
Комментируйте успехи учеников
«Похвала обычно мало относится к заданию, и редко стимулирует к дальнейшим занятиям, достижению учебных целей, повышению эффективности и понимания задач», — говорят Джон Хэтти и Хелен Тимперли в книге «Сила обратной связи». То есть похвала должна содержать в себе не одобрение, а комментарий об успехах ученика в его движении к учебной цели. Если комментарий справедлив, то он покажет учащемуся, что он верно понимает задание и какие навыки от него требуются для дальнейшей работы.
Переход к комментированию позволил моим ученикам лучше осмыслить процесс обучения: учащиеся понимают, когда и как им необходимо повысить качество своей работы.
Хвалите старания
Как наивный начинающий учитель, я демотивировала своих учеников своей постоянной похвалой: они не пытались прикладывать усилия, чтобы достичь лучших результатов, и понятия не имели, чего могут достичь. Вместо этого, учителя должны использовать похвалу для дальнейшего развития, стремления к целям и упорства. Мы должны награждать учеников, которые стремятся преодолеть трудности, возникающие на их пути, вне зависимости от их способностей. Хваля учеников за старания, мы повышаем качество их образования.
Если мы хотим вдохновить учеников на большие успехи, нам не стоит хвалить их незаслуженно. «Чтобы мотивировать учеников, особенно старшего возраста, которые прекрасно различают, что им говорят и что на самом деле имеют в виду – учителям стоит избегать неискренней похвалы… или той, что была не заслужена», — пишет Даниэль Т. Уиллингхэм, профессор когнитивной психологии Университета Вирджинии.
Отмечайте хорошее поведение
Похвала за хорошее поведение может предотвратить негатив внутри класса и создать рабочую атмосферу в классе. В книге «Переключение: как меняться, когда меняться тяжело» Чип и Дэн Хит считают, что поиски положительных моментов в организации приводит к развитию: «Яркие вспышки успехов способны осветить дорогу вперед и дают поверить, что положительные перемены возможны».
Эти «яркие вспышки» должны базироваться на высоких ожиданиях: не просто за то, что ученики подготовились к уроку. Важно, чтобы учителя ставили высокую планку, затем можно будет проследить старания учеников ей соответствовать. Похвала за хорошее поведение приведет к тому, что и другие ученики будут стремится вести себя лучше.
Отмечайте, что мотивирует каждого ученика
Необходимы чувствительность и эмпатия, чтобы понять, как хвалить того или иного ученика. Например, бывают ученики, которым неловко, когда их хвалят публично, для них важнее личный контакт. Наши знания о каждом ученике помогают нам решить, как лучше и эффективнее их хвалить.
Также эффективнее хвалить ученика сразу, а не спустя время. Неожиданная похвала спустя время может изменить настрой ученика и снизить его учебную активность на уроке.
Но похвала важна не только ученикам: нам также стоит ценить и работу других учителей. Отмечая успехи наших коллег, мы помогаем им стать лучше и достичь больших успехов.
Источник: http://theguardian.com
Спасибо за внимание, уважаемые педагоги! Может, у вас есть, что добавить? Пишите в комментариях или на почту редакции – gazeta@edu-family.ru.
[mailerlite_form form_id=4]