Воспитать патриота: теория и практика

ПедСовет

Детский сад играет большую роль в становлении личности юного гражданина, но патриотическое воспитание детей дошкольного возраста начинается, прежде всего, с отношения к семье, самым близким людям, с того, что вызывает наиболее эмоциональный отклик в его душе.

Ольга Толоконникова, учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №20 «Чебурашка» г. Красный Сулин Ростовской области

Успех патриотического воспитания наших детей  во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, детском саду. Конечно, педагоги могут познакомить с флагом, гербом, могут научить слушать гимн, сходить на экскурсию к памятным местам, рассмотреть фотографии, картины. Но если педагог даёт домашнее задание, чтобы  родители с ребёнком встали пораньше, вместе с солнышком, послушали гимн, посетили памятные места, взяли ребёнка на выборы, то впечатления у малыша будут совершенно другими.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробуждать в растущем  человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.

Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачиваются народные традиции: любовь к родным и близким, уважение, почитание старших, любовь к Родине. А ведь соблюдение традиций предков, любовь к Родине, к своему родному краю прививается с раннего возраста. Считаю, что прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания любви к своим родным людям и к своей стране. Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна.

Источник: ksmbdou20.ru

Немалое внимание уделяю аспекту знакомства детей с историей возникновения и развития донского казачества; развитию творческого потенциала детей средствами фольклора и словотворчества, связанных с передачей традиций, бытующих в Ростовской области. Большое значение имеет привитие интереса у детей к коллекционированию и желанию собирать и добывать информацию о предметах старины (фотографии, игрушки, предметы быта и т.д.) совместно с педагогом и родителями. Данная работа способствует воспитанию гордости за героическое прошлое наших земляков-казаков, привития интереса к традициям и обрядам; развитию чувства коллективного творчества. Через игры, песни и танцы, обрядовые действа дети знакомятся с традиционными навыками поведения. Современная семья утратила многие старые добрые традиции, выполнявшие воспитательные функции, и задача воспитателей и родителей — найти средства взаимодействия друг с другом для понимания мира ребенка.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребёнка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.

Хочу поделиться опытом моей работы по данной теме. В своей работе я использую следующее:

  • Взаимодействие с детьми

Познавательное развитие: проведение ОД по темам: «Жилище казака», «Казачья семья», «Традиции казаков», «Казачьи сказки», «Донские ремёсла», «Как у нас на Дону», «Наш родной город», «Моя семья», «Мой город и моя семья»;  проведение тематических экскурсий в мини-музее детского сада «Этих дней не смолкнет слава», проведение тематических экскурсий в мини-музее детского сада «Казачий курень»,  просмотр презентаций «Донской край – наша малая Родина», «Животный мир Ростовской области», «Летопись Красного Сулина», «Осень на Дону», «Праздники на Дону», «Масленица», «Рождество», «Как на вольном на Дону», «Одежда казаков», «Праздничная казачья кухня», «Фауна Горненского заповедника», «Детям о казачестве», «Казачий фольклор», «Донские казаки».

Речевое развитие:  создание книги казачьих сказок, создание семейных коллажей «Традиции встречи Нового года и Рождества», создание семейных коллажей «Что рассказали старые ёлочные игрушки»,  конкурс чтецов «Поэтический курагод», оформление альбома «Родные мотивы» (фото, стихи, детские комментарии).

Художественно-эстетическое развитие: рисование «Мой родной город», «Богатство родного края», «Солнечная керамика», аппликация «Справим обновы»,  лепка из солёного теста «Донские просторы», иллюстрации к «Книге казачьих сказок», конструирование из природного материала «Казачий двор», театрализация сказок.

Физическое развитие: подвижные игры «Самый ловкий», «Игра в шапку»,  «Казаки», «Всадники», «Перекати тыкву» и др.

Социально-коммуникативное развитие: просмотр презентаций и видеоматериалов, посещение библиотеки, выступление казачьего хора РДК «Станичники»,  посещение выставок в  РДК, посещение музея РДК,  проведение совместных мероприятий со старшеклассниками лицея №7.

Игровая деятельность: авторские дидактические игры  «Мужская и женская работа», «Казачьи ремёсла», «Курень», «Города Ростовской области», «Прогулка по родному городу», «Путешествие по родному краю», разрезные картинки «Казачьи сказки», «Цветы Донского края», «Речные рыбы Донского края», «Достопримечательности нашего города», сюжетно-ролевые игры «Казачья семья», «В казачьей мастерской», «Урожай».

  • Взаимодействие педагогов с родителями: консультации, буклеты, родительские собрания, помощь в организации экскурсий, помощь в пошиве казачьих костюмов, помощь в сборе материалов для мини-музея «Казачий курень».
  • Совместная деятельность родителей и детей: выставка поделок, рисунков, разучивание стихов к конкурсу, приготовление казачьих блюд и изготовление фото-коллажа с рецептом блюда в «Книгу искусного повара», альбом «Традиции встречи Нового года и Рождества в нашей семье», альбом «Что рассказали старые ёлочные игрушки», иллюстрирование «Книги казачьих сказок».
  • Совместная деятельность педагогов с детьми и родителями: подготовка костюмов и атрибутов к праздникам и развлечениям, совместное проведение праздников и развлечений «День матери — казачки», «Казачья ярмарка».
  • Взаимодействие с социумом: посещение библиотеки, сотрудничество с участниками казачьего хора РДК «Станичники», посещение выставок в РДК, посещение музея РДК,  проведение совместных мероприятий со старшеклассниками лицея №7, проведение акции «Поздравляем с 9 мая», проведение акции «Помним, чтим, гордимся» к 73 годовщине освобождения Красного Сулина от немецко-фашистских захватчиков,  возложение цветов к Мемориалу Победы, статьи о проведённых мероприятиях в муниципальных газетах «Красносулинский Вестник» и «Красный Бумер»,  размещение сценариев утренников и досугов на интернет-сайте «Социальная сеть работников образования», участие воспитанников в муниципальных, региональных, всероссийских, международных конкурсах и фестивалях.

Говоря о воспитании патриотизма, мы должны, в первую очередь, заботиться о том, чтобы маленький человек стал человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твёрдо скажем о нём, что он патриот и гражданин своей Родины.

В дальнейшем планирую продолжить работу по данной теме, поскольку считаю, что патриотизм — главная черта русского народа, он помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему миру. И от нас, взрослых, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Читайте по теме: