Задачи
Образовательные – отработать алгоритм определения места второстепенных членов и их роли в предложении.
Развивающие — развивать речь, орфографическую зоркость, способствовать наблюдательности, развитию творческой деятельности учащихся.
Воспитательные — воспитывать любовь к природе, уметь видеть прекрасное, уважать мнение другого учащегося.
Оборудование: доска, карточки с заданиями, новогодние игрушки, сказочные персонажи, елка
Тип урока: урок-путешествие
Технология: игровые технологии
Форма работы: работа в группах.
Методы работы:
словесные (беседа, обсуждение)
наглядные (карточки, новогодние шарики, елка, снеговик, Дед Мороз, Снегурочка, сказочные персонажи)
практические (работа по карточкам), проблемные, игровые.
Структура урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Постановка темы и целей урока.
Знакомство с новым материалом.
Динамическая пауза.
Обобщение полученных знаний.
Подведение итогов урока
Рефлексия.
Домашнее задание.
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель:
За новыми знаниями сегодня пойдём.
Смекалку, фантазию нашу возьмём.
В дороге мы будем активны, дружны.
Добытые знания нам очень важны!
Учитель: Ребята, а вы готовы к открытию новых знаний? И сейчас мы это проверим.
Ну, теперь проверь, дружок, ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят? Все ли на меня глядят?
- Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, к нам в гости пришел снеговик-почтовик и принес нам телеграмму (на доске прикрепляется снеговик с телеграммой). Давайте прочитаем телеграмму.
В телеграмме: в, пришла, зима. к, гости, нам, белоснежная
Учитель: ничего не понятно. Давайте попробуем составить из слов предложение. (Дети составляют предложение: К нам в гости пришла белоснежная зима). Так вот что хотел сказать Снеговик! Он нам принес задание.
— Давайте найдем грамматическую основу предложения.
— Что такое грамматическая основа?
— Как нужно подчеркнуть подлежащее и сказуемое? (выходит ученик к доске, записывает предложение и выделяет грамматическую основу предложения)
Учитель: давайте назовем только подлежащее и сказуемое.
— Интересное предложение у нас получилось?
— А теперь прочитаем все предложение.
— А сейчас?
— Что вы наблюдаете?
— Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
— Давайте определим тему урока.
- Постановка темы и целей урока.
— Вы уже знаете, что в предложении есть главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Но, помимо них, в предложении есть и другие слова. На этом уроке вы узнаете, как они называются и какую роль играют.
— Мы неспроста сегодня говорим о зиме. Зима – это время чудес, это наряженная елка на Новый год. И мы отправимся в новогоднее путешествие в зимний лес, чтобы нарядить елочку. По пути будем выполнять разные задания, чтобы получить новогоднюю игрушку, которую мы повесим в конце урока на елочку. А Дед Мороз со Снегурочкой оценят нашу елочку в конце урока.
Нам будут встречаться сказочные персонажи со своими заданиями. Вперед! В сказку!
- Знакомство с новым материалом.
Первое задание от трех поросят.
Ниф-ниф: Прочитайте предложения. Какая тема их объединяет?
Морозы сковали землю. Замерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. Дети рады зиме.
— Подберите к слову зима имена прилагательные. Чем они являются в предложении?
— Составьте предложения о зиме с второстепенными членами.
(За правильно выполненное задание дети получают игрушку)
Нуф-нуф: Соедини стрелками верное окончание пословиц
Зима без снегу – а зима поедает.
В зимний холод летом хлеб высокий.
Готовь сани летом, всякий молод.
Как мороз ни скрипуч, лето без хлеба.
Зимой снег глубокий — а телегу – зимой.
Лето собирает, да не больно жгуч.
Наф-наф: Работа по учебнику. Работа с текстом.
- Динамическая пауза. (Принес зайчонок)
Зайке холодно сидеть, нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз.
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку, чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать заинька горазд, он подпрыгнул десять раз.
(Движения выполняются по ходу текста стихотворения)
- Обобщение полученных знаний.
Работа в группах. Выполнение творческих заданий.
Приступаем к выполнению творческих заданий. Их вам на карточках принесли Золушка, Щелкунчик и Дюймовочка.
1 группа
(Золушка) – Прочитайте текст. Определите главную мысль. В 4 предложении определите второстепенные члены предложения.
Праздновать Новый год предложил жителям России Петр Первый. В 1699 году он издал указ, согласно которого в ночь на 1 января каждого года (по юлианскому календарю) все жители страны празднуют приход нового года. Народное гуляние длилось 7 дней — за этот период каждый вечер возле Кремля гремели пушки, а в частных дворах пускали залпы из более мелких орудий. Ворота домов украшали еловые и можжевеловые ветки, а на столбах висели смоляные бочки, которые поджигались и придавали празднику торжественности. Уже в те времена ели было принято украшать деревянными игрушками, орехами и всевозможными сладостями. Все нововведения были заимствованы у европейских соседей. До этого момента Новый год праздновали в сентябре — во время сбора податей и урожая.
Подобным образом Новый год праздновали несколько столетий, вплоть до революции 1918 года, когда новогодние гуляния вовсе запретили. Лишь в 1937 году традиция возродилась, а в 1947 году 1 января объявили выходным днем. С тех пор новогодние выходные эволюционировали и постепенно переросли в настоящие каникулы, которые, на сегодняшний момент, длятся до 10 дней.
2 группа
(Щелкунчик) – расставьте в тексте недостающие знаки препинания. Найдите по три существительных 1 и 2 склонения.
С 1998 года российский Дед Мороз поселился в городе под названием Великий Устюг там находится его резиденция, сувенирная лавка и почта со всей страны в Великий Устюг приходит большое количество писем от российских детей, при этом ни одно письмо не остается без ответа в письмах дети просят о том, чего им не хватает в основном это игрушки, но встречаются и трогательные письма, которые заставляют прослезиться не только Деда Мороза, но и всех его помощников.
3 группа
(Дюймовочка) — вписать подходящие по смыслу предлоги, указать, каким членом предложения является слово с предлогом.
Новый год принято отмечать … кругу семьи, среди родственников и близких друзей. Подготовка .. празднованию длится весь декабрь. .. этот период витрины магазинов пестрят новогодними открытками, подарками, яркими вывесками. Главные площади практически всех городов России украшаются огромными елями, … которыми бродят Дед Мороз … Снегурочкой и различные мультипликационные персонажи.
- Подведение итогов урока
— Нужны ли второстепенные члены предложения? (Да. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной).
— Ребята, а как вы думаете, как в жизни могут пригодиться знания о второстепенных членах предложения? (Они делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой).
Учитель: Итак, вы узнали, что, помимо главных членов, в предложении есть второстепенные. Второстепенные члены имеют вторую степень важности. Если в предложении помимо главных членов есть и второстепенные, такое предложение называется распространённым,
- Рефлексия (На доске Дед Мороз со Снегурочкой).
Дед Мороз: Ребята, все ли задания вы выполнили? Покажите свои игрушки. А теперь украсьте ими нашу новогоднюю елочку! (Дети развешивают игрушки на елку).
Снегурочка: А я вам принесла шарики-эмоции. Выберите их и прикрепите на магнитную доску.
Дед Мороз и Снегурочка: Молодцы, ребята! Очень здорово у вас все получилось? С наступающим Новым годом и отличной всем учебы!
- Домашнее задание. Составить три предложения о ваших семейных традициях на Новый год и подчеркнуть в них главные и второстепенные члены предложения).
Используемые интернет-ресурсы:
- https://ok.ru/dk?cmd=logExternal&st.cmd=logExternal&st.link=https%3A%2F%2Fwww.ok.ru%2Fschoolsad&st.name=externalLinkRedirect&st.tid=66140986029428
- http://www.allwomens.ru/6853-russkie-novogodnie-tradicii-obychai-primety.html
Дьяконенко Людмила Валентиновна, МОУ «Лицей №11» г. Волгоград
[mailerlite_form form_id=4]